МСУ. Муниципальная реформа

МСУ. Муниципальная реформа

В связи с тем, что готовятся очень серьезные изменения в структуре низовой государственной власти, не мог пройти мимо.

Очерк из Ведомостей:

“Сейчас Госдума и администрация Президента (АП) обсуждают поправки в законопроект, но высока вероятность, что его примут уже после президентских выборов 2024 г. Это связано также с тем, что Россия начала спецоперацию, а также были присоединены четыре новые территории, из-за этого законопроект об МСУ (местное самоуправление) был отложен.”

О какой реформе идет речь?

В 2020 г. поправки в Конституцию закрепили понятие "единой системы публичной власти", которая является совокупностью органов госвласти и органов МСУ. В декабре 2021 г. был принят закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах России. После этого 16 декабря 2021 г. глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников, совместно с коллегой из Совета Федерации Андреем Клишасом, внесли проект нового закона об МСУ. Он должен был завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г.

Одной из основных новаций законопроекта об МСУ, помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, был обязательный переход от двухуровневой системы без МСУ к одноуровневой. По сути, речь шла о ликвидации низового уровня МСУ – поселенческого. Эксперты неоднократно говорили, что концепция законопроекта изменяет систему, дистанцируя граждан от тех, кто на местах представляет власть. В частности, согласно концепции законопроекта, до 2028 г. все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации должны быть ликвидированы.

В первом чтении законопроект оперативно одобрили 25 января 2022 г. Но срок предоставления поправок ко второму чтению («Ведомости» писали, что к нему поступило более 900 поправок), несколько раз переносился и завис на дате 22 мая 2022 г. О том, что законопроект серьезно забуксовал в Госдуме и, вопреки планам, не будет принят в 2022 г., «Ведомости» писали 11 октября 2022 г.

Поправки ко второму чтению по-прежнему собираются, хотя их поток приостановился, заявил "Ведомостям" Крашенинников: “Работа над законопроектом не прекращена, она идет, но в вялотекущем режиме. Мы ее не ускоряем. И в весеннюю сессию выносить его на второе чтение не будем.” По его словам, комитет отслеживает становление муниципальных образований в новых субъектах: “Кроме того, после принятия закона о публичной власти изменились компетенции у регионов, и часть из них сами решают, оставлять двухуровневую систему МСУ или вводить одноуровневую. Мы с регионами на эту тему плотно общаемся и практику отслеживаем.”

В чем сложность…

Реформа МСУ несет риски конфликтов, полагает политолог Александр Кынев: "Сейчас большинство конфликтов в России носит местный характер – это уборка мусора, неуборка снега, дороги. Поэтому вступать в конфликт с активистами – это только их дразнить". При этом встает вопрос, что предложить взамен. Собеседник, близкий к администрации одного из регионов, считает, что Москва найдет способ создать более управляемую вертикаль.

По муниципальной реформе пока не удалось достичь консенсуса, в том числе с губернаторами, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: "Да и вопрос оказался сейчас не самым важным в российской политике. Реформа фундаментальная, она требует тщательной инвентаризации полномочий и финансовых источников для каждого уровня власти". Спорным вопросом остается полный отказ от двух уровней МСУ, добавляет он.

Председатель комиссии по территориальному развитию и МСУ Общественной палаты, Андрей Максимов, предполагает, что до президентских выборов рассмотрения законопроекта не будет, и высока вероятность, что он претерпит серьезные изменения: «Накануне проведения заседания Совета по развитию МСУ [с участием президента] был обновлен его состав, и туда в том числе вошли главы поселений. Значит, этот уровень рассматривается как элемент системы МСУ и имеет шанс на дальнейшее развитие». Нужны инвентаризация вопросов местного значения, оценка стоимости их решения на каждом уровне власти, и здесь скоропалительные решения вряд ли целесообразны, добавил Максимов. «Серьезная реорганизация системы МСУ носит административные риски. Низовой уровень власти важен для многих управленческих процессов», говорит он.

И хочется и страшновато, так бы я охарактеризовал текущее состояние дел, но сомнений в том, что низовое звено уберут у меня почему-то нет.

А что Вы думаете по этому поводу?

Начать дискуссию