Возврат технически сложного товара надлежащего качества (без брака и поломок) по закону

Всем привет, это юридический онлайн-сервис DestraLegal.ru – ваш проводник в юридический мир. На повестке дня – возврат техники надлежащего качества.

Представим ситуацию, что вы заказали себе телефон на день рождения, но друзья вас опередили и преподнесли его в качестве подарка. Логично, что второй такой же телефон вам не нужен, и его нужно вернуть. Давайте разбираться, в каких случаях это возможно и как правильно потребовать возврата средств.

Общие правила возврата товара надлежащего качества

В этом вопросе "лучшими друзьями" покупателей становятся Гражданский кодекс и Закон "О защите прав потребителей".

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара надлежащего качества подлежит удовлетворению, если:

  • Товар не был в употреблении;
  • Сохранены его потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
  • Имеются доказательства приобретенного его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара).

Если товар не соответствует данным требованиям, то он не подлежит возврату как товар надлежащего качества. Более того, существует ряд товаров, которые вообще не подлежат обмену и возврату по причине "мне не понравилось/я перехотел", о которых поговорим далее. Спойлер – это и есть технически сложные товары, в том числе.

Правила возврата техники

Известное многим “правило 14-ти дней” содержится в статье 25 Закона о защите прав потребителей: потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если товар не подошел по форме, размеру, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. Сделать это можно как раз в течение 14 дней, при этом день покупки не считается.

Существует перечень товаров, которые не так просто возвращать продавцу. Товары представлены в закрытом перечне. Полный список “невозвратных” товаров приведен в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2463.

В частности, в этот перечень попали технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года. Именно о них мы и поговорим.

Технику обратно в магазин вернуть можно, но нужно будет учесть некоторые обстоятельства:

  • Способ приобретения, поскольку правила возврата в обычный магазин и интернет-магазин различаются;
  • Срок, прошедший с момента покупки.

Ситуация №1. Вы приобрели технику в оффлайн магазине и через пару дней усомнились в покупке. Продавец вам отказал, поскольку товар надлежащего качества, претензий к нему нет.

Закон на стороне продавца, поскольку при покупке техники таким способом вы имеете право на обмен/возврат технически сложного товара только при наличии недостатков.

Ситуация №2. Заказали на маркетплейсе, например, кофемашину. Выбирали агрегат по картинке и описанию в карточке товара. По факту получения вы посчитали, что машинка не вписывается в ваш интерьер или, например, нашли более привлекательный вариант почти сразу после получения посылки. Вы написали в поддержку магазина, но вам отказали в возврате.

В этом случае закон на стороне покупателя, поскольку при покупках в интернет-магазинах потребитель часто рискует, выбирая товар без предварительной возможности проверить его качество. Тут на помощь приходит законодатель и правила продажи товаров дистанционным способом (статья 26.1 ЗоЗПП).

Потребитель вправе отказаться от техники, купленной онлайн, в любое время до ее доставки. А если технику уже доставили, то вы вправе отказаться от нее без объяснения причин в течение 7 дней (не имеет значение, по каким причинам он вам не понравился).

Только учитывайте, что при возврате качественной техники, которую вы заказали онлайн, интернет-магазин может ссылаться на то, что это технически сложный товар без недостатков, а значит, возврату не подлежит, как это было описано в нашей ситуации выше. Но это правило распространяется только на покупки в обычных магазинах.

Долгое время по этому вопросу не было единой позиции в судебной практике, но с начала 2021 года есть прямое указание в пункте 41 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи: при дистанционном способе продажи возврат технически сложного товара надлежащего качества возможен при условии, если сохранены его потребительские свойства, товарный вид и есть документ, подтверждающий факт покупки (хотя отсутствие такого документа не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства).

И еще одно правило для онлайн-покупок. Проверяйте коробку с товаром, в ней должны быть документы с информацией о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в интернет-магазин. Если их там нет, то право на отказ от договора действует в течение 3-х месяцев после передачи вам товара.

Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги?

Нередко бывают ситуации, когда продавец незаконно отказывается возвращать деньги за приобретенный товар. В таком случае у вас есть право на предъявление претензии и в последующем - право на обращение в суд.

Этап № 1. Направляем претензию в магазин.

Подготовка и направление претензии - обязательный этап и большинство споров решается на этой стадии. По закону нужно ждать 10 дней на ответ. Если от продавца придет отказ или представители магазина вовсе ничего не ответят, не будем расстраиваться и переходим к следующему шагу.

Шаг 2. Готовим исковое заявление в суд, ждем решение и деньги возвращены

Не бойтесь, в суде участвовать не нужно, в таких спорах это необязательно. Кстати, можно вернуть не только деньги за товар, но и получить компенсацию морального вреда, взыскать убытки и штраф. Более того, в ЗоЗПП закреплено, что госпошлину платить не нужно, а расходы на услуги юриста можно взыскать в судебном порядке.

Как вы могли понять, правила возврата техники надлежащего качества довольно простые, и если кратко, то вернуть можно только в том случае, если покупали онлайн. В противном случае вы сможете вернуть деньги за товар исключительно в случае обнаружения недостатков.

88
1 комментарий

Впечатляет! Сохраню на всякий случай!

1
Ответить