Производители одежды, вы обязаны это знать!

Процесс регистрации бренда: что? зачем? как? Понятным языком – производителям одежды.

Производители одежды, вы обязаны это знать!

Только начали производить одежду и упаковывать первые заказы для отправки покупателям? А может быть ваш бизнес уже успел разрастись, и вы задумываетесь о том, что делать дальше? Специально для вас в сегодняшнем выпуске мы собрали самые актуальные вопросы и ответы по юридической защите вашей продукции, которые точно будут полезны как «начинающим», так и «продолжающим» производителям одежды.

Как вы думаете, много ли сейчас брендов, продающих одежду на отечественном рынке?

- Кажется, ответ очевиден. Согласно статистике, на данный момент их ОЧЕНЬ много.

Более того, каждый день число таких брендов увеличивается и пополняется все новыми и новыми производителями, готовыми бороться за внимание покупателей и предлагать им все то же самое, что и вы… А бывает и так, что продавать начинают придуманные вами же дизайны и идеи, причем совершенно законно.

Даже если ваши товары сделаны из высококачественных материалов, вы предлагаете клиентам уникальные и интересные вещи, и именно за это они вас и ценят, к сожалению, всегда есть угроза того, что придет какой-нибудь не очень честный производитель-конкурент, не обремененный излишними моральными соображениями, которому захочется убрать все возможные препятствия на своем пути (в виде вашего бренда, например).

Кому-то даже может настолько сильно понравиться то, что вы делаете, что в один прекрасный момент он подумает: «А почему бы мне не пойти к юристу и не заявить о том, что этот бренд – на самом деле мой? Я ведь тоже хочу зарабатывать, производя одежду, а вот тут уже все готовенькое. Бери – не хочу».

Как же легко ему будет это сделать, если вы заранее не обращались к юристам и документально не закрепляли свое официальное право на свои же идеи, производство товаров и имя собственного магазина! Честно это или нет, но кто первый заявил свои права на бренд, - «того и тапки». Если вы годами производили и продавали одежду, выстраивали отношения с клиентами, привлекали новых покупателей, придумывали дизайны, а людям имя вашего магазина уже стало довольно хорошо известно, все равно может прийти кто угодно и предъявить вам официальный документ, подтверждающий именно его право на производство и товары, созданные вами, просто потому что он смог дойти до юриста и прибрать к рукам «бесхозный» с точки зрения закона бренд (то есть ваш), а вы – нет.

Итак, почему важно юридически регистрировать свое право на то, что вы производите, вне зависимости от того, большое вы производство или маленькое?

- Да потому что с любым производителем одежды, к сожалению, может случиться что-то подобное. Даже на начальном этапе, когда вы только-только изготавливаете первые партии своих изделий, при отсутствии у вас «бумажки» о том, что вы – законный производитель и владелец этих товаров, а также официальной регистрации имени марки, под которой эти товары продаются, например, на Wildberries или Ozon, любой «энтузиаст» сможет «перехватить» ваше производство и радоваться жизни, зная, что его-то уж закон защитит.

В общем, рекомендуем сделать все возможное, чтобы избежать такого поворота событий.

После того, как стало ясно, что бренд нужно все-таки зарегистрировать, стоит задуматься о следующем шаге, который необходимо сделать для защиты своего труда от возможных покушений со стороны злоумышленников. Таким образом, дальше мы с вами должны понять, с чем идти к юристам, занимающимся регистрацией брендов.

«А я точно такой один? Не похож ли я на кого-то ещё?»

Каждому предпринимателю рано или поздно (лучше рано) необходимо задаться вопросом, уникально ли название его/её бренда. Как уже было упомянуто в статье, производителей одежды на российском рынке становится все больше, а значит и список брендовых названий тоже пополняется. Вполне возможно, что до придуманного вами торгового наименования уже кто-то додумался раньше и успел его закрепить за собой. Или бывает, например, и так, что ваше название слишком похоже на уже существующее у другого продавца.

Так вот, для того чтобы избежать подобных неприятных ситуаций и не тратить лишнее время (и нервы) на процесс подачи заявки на закрепление названия за вами, которую впоследствии могут отклонить, первым делом необходимо проверить придуманное вами наименование бренда на уникальность и убедиться, что чего-нибудь похожего на рынке нет.

Проверить свое торговое название можно 2 способами:

1) Самостоятельно онлайн с помощью бесплатных сервисов проверки 2) Платно по базе поданных на регистрацию заявок через сайт ФИПС

А теперь вопрос: зачем пользоваться платными услугами проверки названия бренда на уникальность, если можно все сделать самому онлайн и ничего не платить?

Все просто.

- Бесплатные онлайн-сервисы вам выдадут только списки уже 100% «занятых» названий для брендов.

- Платная проверка от патентного бюро покажет вам списки не только на 100% «занятых» имен, но и тех, которые находятся в процессе занесения в них. То есть, вы увидите еще и то, что уже нельзя сделать своим названием, но в случае отклонения заявки на официальную регистрацию у другого продавца, у вас может появиться возможность взять своему делу то имя, которое кому-то так и не удалось закрепить за собой.

Но! Скажем напрямую: в регистрации торгового названия бренда, на самом деле, в первую очередь важны даже не данные из списков окончательно «занятых» или почти «занятых» названий для бренда, а то, есть ли у вашего торгового имени вообще перспективы быть зарегистрированным с учётом многих других аспектов. Проще говоря, никем до вас не придуманное, уникальное название для магазина – это только вершина айсберга в процессе регистрации торговой марки. Помимо этого, есть ещё целый вагон и маленькая тележка моментов, которые нужно учесть, чтобы грамотно оценить ваши шансы на успех в получении официального сертификата о том, что бренд – только ваш, и никто другой не может у вас его "отнять".

Без экспертных юристов тут не обойтись, так как только они могут действительно профессионально провести анализ «сухих» данных, которые выдают онлайн-серверы (не важно, платные или бесплатные), и сделать объективные предварительные выводы о том, чего вообще вам ожидать от дальнейшего процесса регистрации, - успеха или, скорее, провала. И именно юристы потом смогут вам подсказать, что сделать для того, чтобы все-таки достичь цели.

Приведем пример: Мария Ивановна решила открыть онлайн-магазин одежды, специализирующийся на торговле свитерами на различных маркетплейсах, и поняла, что нужно официально зарегистрировать свою идею. Она подумала и решила, что её магазин будет называться «Твой Свитер».

Понятно, что прежде, чем подавать заявку на регистрацию марки «Твой Свитер», Марии Ивановне нужно понять, не додумался ли ещё кто-то до такого же названия.

Если предпринимательница решит проверить «Твой Свитер» на уникальность через какой-нибудь бесплатный онлайн-сервис, то увидит, что в «финальных» списках официально зарегистрированных торговых названий у других продавцов такого имени нет. Однако, потом, когда Мария Ивановна обратится в юридическое бюро для подачи заявки на регистрацию «Твой Свитер», ей могут сказать, что заявка с таким названием для магазина уже подана и находится в процессе рассмотрения. Значит, у кого-то уже есть право быть первым в присвоении именно такого имени для магазина себе.

При изначальной проверке от экспертных юристов Мария Ивановна заранее знала бы, что название бренда уже кем-то «взято», но пока что не присвоено на 100%.

Хорошая новость: наше патентное бюро предоставляет возможность бесплатной экспресс-проверки любого торгового знака по открытым информационным базам среди зарегистрированных товарных знаков всего за 90 минут. То есть, с нами вы можете сэкономить деньги и время, получив качественную предварительную проверку вашего торгового имени на уникальность совершенно бесплатно.

Что происходит дальше?

А дальше идет сложный юридический процесс, в который входит несколько этапов. В этой статье мы кратко расскажем об основных ступенях проверки и регистрации бренда, которые необходимо знать каждому предпринимателю.

Итак, вернемся к нашему примеру с Марией Ивановной и её торговой маркой «Твой Свитер». Представим, что предпринимательница уже проверила название своего магазина на уникальность, и поняла, что никто, кроме неё не претендует на такое же имя для бренда.

Дальше нашей героине нужно подумать о том, что лучше всего будет описывать суть товаров, которые она собирается предлагать покупателям. Так как всё регистрируется по определенным правилам и законам, для этого ей может понадобиться, например, справочник с описаниями классов Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ), в котором как раз будут прописаны все категории регистрации, включающие в себя те или иные товары и услуги. Именно на него (и не только) ориентируются юристы на одном из первичных этапов регистрации бренда.

Итак, торговля свитерами может быть зарегистрирована сразу в нескольких «категориях» (классах МКТУ).

Вот несколько классов МКТУ, которые могут подойти производителям одежды (а в нашем примере ещё и Марии Ивановне с её брендом «Твой Свитер»):

Класс 25: Одежда, обувь, головные уборы.

Этот класс включает в себя одежду, в том числе свитера, а также обувь и головные уборы.

Класс 24: Текстиль и текстильные изделия.

В этот класс входят текстильные материалы (например, ткани) и изделия из текстиля. Если Мария Ивановна решит в будущем расширять линейку своих товаров и предлагать покупателям, например, декоративные наволочки для дома, то она сможет зарегистрировать бренд ещё и в этом классе МКТУ.

Класс 35: Реклама и управление делами.

! Хоть это и может показаться неочевидным, но, если бренд также предоставляет услуги, связанные с продвижением и рекламой продукции, он может быть зарегистрирован и в этом классе. Самая важная особенность 35 класса – это то, что он «отвечает» за различные услуги, которые в принципе могут предоставить все магазины, а особенно те, которые торгуют онлайн, потому что без рекламы, продвижения и других процессов, связанных с управлением делами бренда, в большинстве случаев просто не обойтись.

Класс 39: Доставка товаров.

Обычно тоже включается в регистрацию бренда, в случае если магазин/маркетплейс обзаводится своей собственной доставкой. Например, те же Ozon, Wildberries, Avito и lamoda зарегистрированы по 39 классу МКТУ.

А вообще, выбор конкретного класса зависит от широкого спектра факторов, включающих в себя стратегию бренда, планы его расширения и виды товаров или услуг, которые он планирует предоставлять.

Для грамотного определения класса МКТУ, который подходит именно вашему производству/бренду, необходимо проконсультироваться с квалифицированными патентными поверенными.

После того, как стало понятно, в каком классе (или классах МКТУ) будет регистрироваться бизнес, происходит подготовка заявки на регистрацию этого бренда, в которой указывается желаемое название торговой марки, логотип (но можно и без него), а также классы МКТУ, к которым принадлежат товары, предлагаемые магазином.

После подбора классов и предварительной проверки патентный поверенный готовит и подает документы заявки на товарный знак на регистрацию в Роспатент.

Экспертиза в Роспатенте состоит из 2х этапов:

Формальная экспертиза - проверяется правильность оформления документов и оплата пошлины по заявке.

Экспертиза обозначения по существу - проверяется наличие препятствия для регистрации обозначения и выносится решение по заявке.

А вот уже после прохождения всех необходимых этапов и отсутствия препятствий для регистрации обозначения в качестве товарного знака, бренд будет зарегистрирован. Мария Ивановна получит свидетельство о регистрации торговой марки, подтверждающее её права на использование бренда свитеров в коммерческих целях.

Кратко озаглавим все этапы регистрации бренда одежды, о которых рассказывали выше:

1) Первичная проверка названия бренда на уникальность и доступность.

2) Подготовка заявки на регистрацию бренда и подача её в Патентное ведомство.

! Заявку на регистрацию бренда следует подать в соответствующий орган интеллектуальной собственности вашей страны. В большинстве случаев это – Патентное ведомство.

3) Проведение Патентным ведомством экспертизы заявки на предмет ее соответствия правилам регистрации торговых марок и вынесение соответствующего решения о регистрации или об отказе в регистрации.

4) Получение владельцем свидетельства о регистрации торговой марки, подтверждающее его права на использование бренда в коммерческих целях.

5) Опубликование товарного знака в официальном журнале патентного ведомства.

На нашем сайте вы можете найти бесплатный гайд, который поможет вам узнать больше о каждом этапе закрепления товарного знака за владельцем бренда и расскажет обо всех нюансах торговли на маркетплейсах.

На сегодня всё.

Остаемся на связи,

Начать дискуссию