Не хватило мощности: история бренда «Техносила»

Не хватило мощности: история бренда «Техносила»

Компания, ставшая в будущем «Техносилой», была основана в 1993 году, когда предприниматели Вячеслав и Виктор Зайцевы открыли в столице первый магазин бытовой техники и электроники. Сначала фирма называлась СВ, в 1997 прошел ребрендинг и компания стала официальной «Техносилой». Основатели выбрали для фирмы символ — супергероя «Техномена», воплощавшего идеи технологичности, силы и стабильности.

Вячеслав Зайцев в интервью Ъ в 2007 году рассказывал о процессе формирования корпорации так:

  • инициатором создания бизнеса был он («Брату после окончания института предлагали остаться в аспирантуре, а я ему предложил участие в бизнесе. Я не заставлял, не уговаривал, просто пригласил»), но управление первое время осуществлялось совместно, что вызывало некоторые внутренние трения;
  • в конечном счете — было предложено сконцентрировать все механизмы в руках Вячеслава, на что брат Виктор согласился («…у нас семейные отношения всегда были выше бизнеса. А это не очень хорошо для дела. Получается эдакая демократия, переходящая в анархию. Мы друг другу не подчинялись — оба собственники и каждый самый умный. Получалось, что нас у руля было двое, оба равноправны и делим бизнес пополам, но при этом каждый рулит по-своему. Со временем стало понятно, что должен кто-то один остаться. И в какой-то момент мы договорились, что всем управляю я. Трений и разногласий не было, брат легко с этим согласился. Мы оба понимали, что для бизнеса так будет лучше…»);
  • когда брат вышел из бизнеса, Вячеслав пригласил новых людей на должности менеджеров. Результат был неплохим: в 2006 году компания показала 69% роста, а оборот фирмы оценивался в миллиард долларов.

В 2005 году — корпорация стала одной из первых осваивать интернет, создав сайт tehnosila.ru. Не забывали в фирме и о развитии оффлайновой сети: в 2008 году по всей стране были открыты 23 новых магазина (всего сеть на тот момент насчитывала 242 торговые точки — как собственные, так и франчайзинговые).

Как осуществлялось управление брендом «Техносила» до 2009 года? Товарным знаком владела «Группа компаний СВ», в которую входила не только сеть технологических магазинов, но и строительная фирма, логистический оператор и «Мультибанк».

Однако в 2008 грянул кризис, рынок электроники просел. И у «Техносилы» начались некоторые проблемы.

В 2009 году Ъ сообщил о том, что владельцы «Группа компаний СВ» были вынуждены заложить 49% сети «МДМ-Банку» (на его долю приходилась почти половина задолженности группы — то есть около 161 млн долларов, которые были выданы под залог недвижимости и товарного знака). Также в числе кредиторов «Техносилы» были: Samsung — долг около 50 млн долларов, LG — 20 млн долларов, Bosch-Siemens Hausgeraete и Electrolux — примерно по 10 млн долларов, Philips — 5 млн евро, и многие другие.

В 2010 году с «Техносилой» происходили масштабные изменения:

  • весной 2010 собственником компании стал ее крупнейший кредитор «МДМ-Банк»;
  • затем корпорация перешла к группе Dauria.

Формат сделки новый собственник «Техносилы» Михаил Кокорич описывал так: «Старые компании, которые входили в группу СВ, я не покупал. Эти компании сейчас находятся в процессе банкротства. А я являюсь для них таким же кредитором, как и ряд банков. Те компании, которые сейчас ведут деятельность, это компании, входящие в принадлежащую мне группу «Даурия». Они до прошлого года вообще не существовали». Кокорич указывал на то, что с технологической точки зрения приобретенный им актив — очень продвинутая фирма («в плане логистики, управления ассортиментом, формата»).

В конце 2011 Dauria (после судебного признания «Техносилы» банкротом) погасила все долги компании перед кредиторами. Магазины сети вновь открыли свои двери для покупателей.

В сентябре 2012 года Dauria передала права аренды части магазинов «Техносилы» прямому конкуренту сети — компании «Эльдорадо». Как отмечал Ъ, таким путем корпорация пыталась сократить число неэффективных (с финансовой точки зрения) торговых точек. Каждый реализованный объект оценивался в 1,26 млн долларов, а итоговая сумма сделки составила 50 млн долларов.

Позже Dauria продала «Техносилу». Ее новым владельцем стал пeтербургский миллиардер Виктор Гордейчук (он же управлял компанией «Техношок»). Первым его шагом как собственника стало слияние «Техношока» и «Техносилы». Объединенная сеть состояла из 122 магазинов с площадью 230 тысяч квадратных метров (выручка по итогам 2014 оценивалась в 27 млрд рублей без НДС).

Гордейчук недолго владел совместным предприятием. В 2016 году он вышел из бизнеса, передав свою долю корпорации «БИН» миллиардера Михаила Гуцериева, который в течение всего 2016 года скупал активы подобного толка («Эльдорадо» и «М.Видео»).

Предприниматель интегрировал магазины «Техносилы», чье количество в 2017 году составляло всего 72 точки, в «Эльдорадо» и «М.Видео».

После поглощения «Техносилы» — от корпорации остался только интернет-магазин, который был вскоре тоже закрыт.

Чем еще известна «Техносила»?

Она одной из первых начала продвигать технику под собственными торговыми марками:

  • бренд Techno собирался на заводе Vestel в г. Александрове (Владимирская область) из импортных комплектующих, включал — телевизоры с диагоналями 14-29 дюймов, DVD-плееры, комплекты домашних кинотеатров;
  • бренд Wellton — создавался в Восточной Европе, Турции, Корее и Китае. Ориентировался на нижний ценовой сегмент, касался преимущественно малой бытовой и «белой» техники (стиральные машины, холодильники, микроволновые печи и так далее) и продавался на только в «Техносиле» (как тот же Techno), но и в других сетях;
  • бренд EconoLink — данных об этой категории техники не так много (чаще всего продукцию под этим товарным знаком обсуждают, когда рассказывают, например, о пультах дистанционного управления или сетевых фильтрах);
  • бренд SOUND PRO — под этой торговой маркой производилась бюджетная акустика;
  • бренд EL FRESCO — под этим брендом была представлена малая бытовая техника для кухни. Например, чайники.

А что интересного с интеллектуальной собственностью?

«Техносила» была крайне популярна:

  • в магазинах сети постоянно звучал собственный гимн, исполненный Филиппом Киркоровым в 2001 году и включенный даже в его альбом «Я за тебя умру» (Техносила — все для вас! / Техносила — каждый час! / Техносила сильно, очень, очень сильно, / Техносильно любит нас!);
  • собственникам корпорации принадлежали многочисленные товарные знаки (и это не только «стандартные» текстовые бренды сети и производимой продукции, наименование интернет-сайта tehnosila, но и, например, образ того же внутреннего брендированного супергероя, напоминающий внешне чем-то Бэтмена).

Исключительное право на эти бренды либо истекло, либо истечет в ближайшие годы.

Полезное от Онлайн Патент:

99
Начать дискуссию