{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Региональная поддержка бизнеса в области налогов

Распространение вируса COVID-19 стало серьезным испытанием для бизнеса. На фоне ввода ограничительных мер коммерсанты по всей стране пытаются сохранить свою деятельность и ждут помощи со стороны государства.

Для многих сфер бизнеса пандемия обернулась временным запретом на осуществление предпринимательской деятельности и в таких условиях власти страны оперативно разрабатывают и принимают меры поддержки.

Многие из таких мер касаются налоговых обязательств предпринимателей и направлены они, главным образом, на поддержку малого и среднего бизнеса.

Основная часть налоговых преференций, предоставляемых в условиях распространения, содержатся в Постановлении Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» и касаются они продления сроков уплаты налогов и страховых взносов, продления сроков предоставления отчетности и моратория на мероприятия налогового контроля.

Напомним, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым Правительство РФ наделено правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) (п. 3 ст. 4 НК РФ):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных настоящим Кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Кроме того, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ЕСН, УСН, ЕНВД, патентная система налогообложения), а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ либо если в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

Таким образом, в сложившихся условиях власти регионов выступают с инициативой и принимают дополнительные меры поддержки бизнеса на уровне субъекта.

Предлагаем рассмотреть какую конкретно помощь регионы готовы предложить коммерсантам, осуществляющим деятельность на территории их субъекта.

Установление пониженных налоговых ставок по УСН. В среднем налоговые ставки по регионам составляют:

1-3 % - с доходов;

5 % - с разницы между доходами и расходами.

В качестве примера рассмотрим Закон Амурской области от 03.04.2020 № 492-ОЗ, согласно которому налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливаются в следующих размерах:

- 1% для организаций и ИП, реализующих лекарственные препараты, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»»

- 3% для организаций и ИП, реализующих обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Налоговая ставка по налогу по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 5% для организаций и ИП, являющихся участниками договора простого товарищества, оказывающих услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.

Пониженные ставки по УСН установлены также такими субъектами, как Брянская область (Закон Брянской области от 09.04.2020 № 32-З), Калужская область (Закон Калужской области от 09.04.2020 № 581-ОЗ), Саратовская область (Закон Саратовской области от 10.04.2020 № 29-ЗСО) и иные.

По общему правилу нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации предусматривают, что организации и ИП, имеющие право применять пониженные ставки, должны соответствовать ряду условий, таких как: являться субъектом МСП, основной вид деятельности должен быть включен в перечень отраслей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, основной виде деятельности должен входить в перечень видов деятельности, определяемый региональными законами и т.д.

В Краснодарском крае Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.04.2020 № 202 субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих один из основных видов деятельности, указанных в приложении к Закону, продлены установленные сроки уплаты налога по УСН за 2019 год и 1 квартал 2020 года.

Установление пониженных налоговых ставок, продление сроков уплаты, а также освобождение от уплаты по налогу на имущество.

Рядом регионов Российской Федерации предусмотрено снижение налоговых ставок по налогу на имущество на 2020 год.

Власти Кемеровской области в Законе от 09.04.2020 № 44-ОЗ установили налоговую ставку по налогу на имущество на 2020 год в размере 1,1 % в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В отношении имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость налоговая ставка установлена в размере 1%.

Законом Брянской области от 09.04.2020 № 31-З для налогоплательщиков, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и занятых в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции также предусмотрено снижение налоговой ставки по налогу на имущество на 50% за налоговый период 2020 года.

Снижение ставок по налогу на имущество предусмотрено также в Свердловской области (Закон Свердловской области от 09.04.2020 № 34-ОЗ), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2020 № 35-оз), Краснодарском крае (Закон Краснодарского края от 03.04.2020 № 4256-КЗ) и иных субъектах.

При этом налогоплательщики должны соответствовать критериям, определенным указанными Законами.

Многие субъекты предусмотрели освобождение от налога на имущество на 2020 год: Калужская область (Закон Калужской области от 09.04.2020 № 581-ОЗ), Приморский край (Закон Приморского края от 26.03.2020 № 759-КЗ), Республика Башкортостан (Закон Республики Башкортостан от 10.04.2020 № 243-з) и другие.

Также, многие субъекты Российской Федерации установили налоговые льготы для арендодателей, предоставивших отсрочку или освободивших от уплаты арендных платежей арендаторов: Белгородская область (Постановление Правительства Белгородской области от 06.04.2020 № 138-пп), Брянская область (Закон Брянской области от 09.04.2020 № 31-З), Калужская область (Закон Калужской области от 09.04.2020 № 581-ОЗ).

Продление сроков уплаты и освобождение от уплаты транспортного налога.

Продление сроков уплаты транспортного налога установлено в следующих регионах: Забайкальский край (Постановление Правительства Забайкальского края от 09.04.2020 № 94), Краснодарский край (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.04.2020 № 202).

Освобождение от уплаты транспортного налога предусмотрено для налогоплательщиков, отвечающих определенным требованиям, в Саратовской области (Закон Саратовской области от 10.04.2020 № 28-ЗСО), Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2020 № 201-45), Тюменской области (Закон Тюменской области от 10.04.2020 № 25), Челябинской области (Закон Челябинской области от 09.04.2020 № 125-ЗО).

Уменьшение налоговой базы, продление сроков уплаты и освобождение от уплаты земельного налога.

Отсрочка по уплате земельного налога предусмотрена в следующих регионах: Забайкальский край (Постановление Правительства Забайкальского края от 09.04.2020 № 94), Краснодарский край (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.04.2020 № 202), г. Москва (Постановление правительства Москвы от 24 марта 2020 года № 212-ПП) и т.д.

В г. Санкт-Петербург в 2020 году освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу организации, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также отвечающие иным условиям, предусмотренным в Законе (Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2020 № 201-45).

В отношении налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, многие регионы предусмотрели следующую льготу: снижена налоговая база, то есть размер потенциально возможного дохода на 2020 год.

Воспользоваться такой льготой смогут налогоплательщики таких регионов, как Псковская область (Закон Псковской области от 10.04.2020 № 2061-ОЗ), Республика Тыва (Закон Республики Тыва от 10.04.2020 № 590-ЗРТ), Саратовская область (Закон Саратовской области от 10.04.2020 № 26-ЗСО), Челябинская область (Закон Челябинской области от 09.04.2020 № 124-ЗО) и иные субъекты.

В отношении налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, региональное законодательство также предусматривает льготы.

Например, Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2020 № 201-45 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 0 % для налогоплательщиков – участников специальных инвестиционных контрактов, одной из сторон которых является Санкт-Петербург, сведения о котором внесены в реестр специальных инвестиционных контрактов.

Как видно из вышеописанного, налоговые льготы, предоставляемые региональными властями, устанавливаются «неравномерно» на территории всей страны – применение той или иной льготы зависит от субъекта, на территории которого налогоплательщик состоит на учете.

Кроме того, каждый регион предусматривает и ограничения по субъектам, в отношении которых та или иная льгота может быть применима. Чаще всего это касается включения налогоплательщика в реестр субъектов МСП и основного вида деятельности.

В современных условиях экономической нестабильности организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо следить не только за изменениями федерального законодательства, но и отслеживать изменения региональных законов, направленных на поддержку «своих» налогоплательщиков, ведь многие меры такой поддержки пока закреплены лишь в качестве утвержденных планов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда