Apple победила российского изобретателя, а российский бизнесмен победил TikTok. Дайджест Онлайн Патента

Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, нашёл время и для товарных знаков.

Он уверен, что российский бизнес понимает: товарный знак является «свидетельством качества, солидным экономическим активом». Процесс регистрации товарного знака в России — один из самых быстрых и удобных. Президенту нравится рост регистраций самобытных региональных брендов (а бизнесу, считаем мы, важно знать о различиях в регистрации географического указания и наименования места происхождения товара). И эта неделя, хоть и разорванная пополам государственным праздником, выдалась урожайная на регистрации новых товарных знаков.

  • АО «Продторг», юрлицо сети супермаркетов «Чижик», входящей в X5 Group, подало заявку на регистрацию наименования «Чижикея». Для тех, кто не уловил намёк на симбиоз «Чижика» и Ikea, подсказку даёт логотип чёрным шрифтом на жёлтом фоне. При этом товарные знаки Ikea в России продолжают охраняться, в том числе кириллические.
Apple победила российского изобретателя, а российский бизнесмен победил TikTok. Дайджест Онлайн Патента
  • Агата Нигровская, жена известного как Князь солиста группы «Король и шут» Андрея Князева, зарегистрировала ещё один связанный с творчеством вокально-инструментального коллектива товарный знак. Это словосочетание «King&jester», которое переводится как «Король и шут». У Нигировской уже есть ТЗ «Кукла колдуна», «Гимн шута» и «Старый дом».

  • «Вкусвилл» подал заявку на ТЗ «Вкусвиллочка». Судя по классам товаров и услуг, в которых предполагается регистрация знака, под брендом будут развиваться продукты для здорового образа жизни, веганского и вегетарианского питания. В мае компания решила зарегистрировать ТЗ «КусьВилл». Это оказался внутренний проект, «который сейчас находится в стадии разработки». Знак будут использовать в сегменте товаров для животных.

  • Британская косметическая мега-корпорация Unilever подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков, похожих на уже зарегистрированные, но кириллических. Среди них «Доместос», «Сиф», мыло «Дав». Возможно, Unilever, в отличие от жены Князя, готовится к изгнанию англицизмов из российского брендинга и рекламы.

В российских судах тоже не обошлось без интересных решений.

Палата по патентным спорам удовлетворила требование Apple об аннулировании патента Арташеса Икономова. В 2019 году Икономов обратился в суд с требованием запретить Apple продавать iPhone с функцией «Экстренный вызов — SOS», считая, что таким образом незаконно используется полезная модель по его патенту и нарушаются его исключительные права, напоминает РБК.

Уже продающиеся айфоны изобретатель требовал изъять и уничтожить. Он хотел получить от Apple компенсацию в размере 295 млрд руб. Икономов дошёл до Верховного суда, который тоже отказался удовлетворить его требования.

В том же 2019 году Apple и её российская «дочка» начали добиваться аннулирования патента Икономова. Американская корпорация пыталась доказать отсутствие новизны, которая является одним из главных критериев патентоспособности. Позже добавилось заявление о невозможности промышленной применимости.

В итоге патент был аннулирован «с учетом истечения срока действия патента и аргументов сторон». Патент на полезную модель действует 10 лет и не может быть продлён. Икономов зарегистрировал его в 2013 году, и в 2023 срок действия истёк. Аннулирование патента должно стать основанием для отклонения иска. Но изобретатель может оспорить решение по патенту в Суде по интеллектуальным правам. Хотя перспективы такого шага, по мнению юристов, крайне туманны.

Китайской TikTok Ltd. не удалось оспорить регистрацию товарного знака «Tik Tok girl», которую произвёл предприниматель Свержин Борис Еняевич. Заявку он подал ещё в ноябре 2020 года. Китайцы обратили внимание Роспатента на то, что владеют на территории России обширной серией товарных знаков с элементом «TikTok». Они опасались, что потребитель будет ассоциировать товары Свержина с этой соцсетью «или с девушкой блогером, которая продвигается в этой сети».

Роспатент заявил, что Свержин зарегистрировал свой товарный знак раньше, чем TikTok (хотя, одноимённые товарные знаки зарегистрированы TikTok и материнской компанией ByteDance в 2019 году), а также не счёл, что Tik Tok girl» ассоциируется у российского потребителя с деятельностью компаний TikTok Ltd. и ByteDance Ltd. По мнению госрегулятора, «тикток девушка» не является прямым указанием на какой-либо вид товара, а, следовательно, является фантазийным обозначением.

Мясокомбинаты любят спорить из-за товарных знаков. Наименования любимой народом колбасы часто наследуются ещё от советских ГОСТов или просто от названий деликатесов ностальгической эпохи. В Арбитражный суд Московской области поступил иск от «Черкизовского мясоперерабатывающего завода» к «Царицыно эталон» с требованием о взыскании более 548 млн рублей за использование товарного знака «Губернский». Ответчик продавал товар под названием «колбаса «Губернская». Требуемая сумма — компенсация за нарушение товарного знака из расчёта двукратной стоимости произведённой «Царицыно эталон» продукции за весь период нарушения прав.

А в мае «Царицыно» подавала иск против «Черкизово» за нарушение товарного знака «Купеческая» на ветчине. Ветчины продать успели меньше: требуемая сумма компенсации — 185 млн рублей. Суды и вердикты пока ожидаются, но ожидается и то, что компании смогут договориться полюбовно.

Полезное от Онлайн Патент:

99
6 комментариев

«Вкусвилл» подал заявку на ТЗ «Вкусвиллочка». Судя по классам товаров и услуг, в которых предполагается регистрация знака, под брендом будут развиваться продукты для здорового образа жизни-не надо товары и услуги для взрослых людей называть уменьшительно ласкательно

1
Ответить

Аппл как регистрирует корпус или что то подобное, это новизна. А как против них, так отсутствие новизны.

Тролль наш просто перегнул с сумой компенсации. Указал бы несколько миллионов заплатили бы.

Ответить

В тексте данного патента мы видим случай так называемого вранья. Поскольку на момент его регистрации все мобильные телефоны в США уже 15 лет как были законодательно обязаны совершать звонки в службу 911 без сим-карты и без баланса на счете.

Ответить