Спецсчет «О»: особенности заключения сделок с иностранными правообладателями товарных знаков

С 20.05.2024 вступил в силу Указ Президента РФ № 430, устанавливающий специальный порядок совершения сделок по отчуждению прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации иностранных правообладателей из недружественных стран.

Указ распространяется на сделки, предусматривающие приобретение Российской Федерацией, субъектами РФ, а также резидентами РФ исключительных прав на РИД и средства индивидуализации (в том числе товарные знаки), принадлежащие лицам из недружественных иностранных государств.

При этом под действие указа не подпадают сделки:

– предусматривающие приобретение исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства, на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, а также сообщения передач вещаний эфирного и кабельного вещания;

– сделки, размер обязательств по которым составляет менее 15 миллионов рублей (или эквивалент в иностранной валюте).

Указ Президента устанавливает следующие основные нововведения для заключения сделок по передаче прав на товарные знаки:

· Сделки по отчуждению прав на товарные знаки иностранных правообладателей из недружественных стран будут совершаться на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Разрешение должно содержать, в том числе, условия об уплате вознаграждения (в т.ч. и о финансовых санкциях, указанных в договоре).

Для получения такого разрешения правообладатель, приобретатель или их представители могут обратиться в Правительственную комиссию с соответствующим заявлением.

· Денежное вознаграждение за передачу права на товарный знак иностранному правообладателю должно быть перечислено на специальный счет типа «О».

· Действие Указа Президента распространяется не только на сделки, совершенные после его опубликования, но и на сделки, обязательства по которым еще не исполнены или исполнены не полностью на момент вступления в силу Указа Президента.

· Обязательства приобретателя по уплате вознаграждения за приобретение прав на товарные знаки считаются исполненными после поступления денежных средств на специальный счет типа «О». Специальный счет открывается приобретателем на имя правообладателя. Списание денег без получения разрешения Правительственной комиссии на перевод не допускается.

Анализируя нововведения, можно сделать вывод о том, что Указ Президента в значительной мере направлен на субъекты крупного бизнеса, которые прекратили или ограничили свою деятельность на территории РФ, но остались правообладателями собственных товарных знаков.

Принятые в Указе меры в значительной мере усложнят процедуру перехода исключительных прав на товарные знаки от иностранных правообладателей к российским приобретателям. Особенные сложности вызывает то, что действие данного указа распространяется на заключенные, но еще не исполненные сделки по приобретению прав на товарные знаки.

Однако некоторые аспекты совершения сделок по приобретению прав на товарные знаки правообладателей-иностранных лиц непосредственно в Указе Президента не раскрыты. В этой связи, для некоторых правообладателей еще есть лазейки по совершению сделок по прежним правилам.

В частности, в Указе Президента не затронута процедура передачи права на товарный знак от правообладателя – иностранного лица из недружественной страны к другому иностранному приобретателю.

Учитывая тот факт, что значительное число российских компаний и физических лиц за последние два года стали учредителями множества фирм в «дружественных» юрисдикциях, иностранные правообладатели могут заключить сделки по передаче прав на товарные знаки с такими организациями.

После совершения такой сделки правообладателем может остаться подконтрольное российским бенефициарам иностранное юридическое лицо, либо, в последующем, права могут быть переданы российскому приобретателю.

Помимо этого, Указ Президента не регламентирует, каким образом должна оцениваться стоимость приобретаемого права на товарный знак.

В связи с этим, стороны по сделке могут указывать стоимость передачи исключительных прав менее 15 миллионов рублей, руководствуясь принципом свободы договора в части указания его стоимости. Однако указанные выше аспекты, скорее всего, могут быть регламентированы актами Правительства РФ в дальнейшем.

Начать дискуссию