Зачем предприниматели обманывают своих подрядчиков?

Любая сделка в современном бизнесе подлежит скреплению договором, в котором прямо прописываются все обязательства и права сторон. Будь то купля-продажа, поставка, подряд, оказание услуг или же иной договор - все правовое тонкости деловых взаимоотношений между сторонами должны быть скреплены на бумаге.

Увы, очень многие компании подходят к составлению договоров формально. Кто-то использует годами не менявшиеся формы, составленные еще «самым первым юристом» в организации, кто-то – скачивает «тематический» образец из сети Интернет, а кто-то и вовсе упрощает договор буквально до одной страницы. Особенно когда с контрагентом уже не первый раз происходит сделка, а стороны минимально доверяют друг другу.

Нередко подобный попустительский подход влечет массу проблем, вызванных явным злоупотреблением контрагентами при выполнении договорных обязательств.

Когда контрагент изначально «нечист»

Что вы знаете о своих контрагентах? Проверяли ли вы их на добросовестность? Обычно руководство и ответственные сотрудники дают лишь поверхностную оценку деятельности будущего участника сделки. В первую очередь минимизируют риски повышенного внимания от ФНС. А вот добросовестность поведения контрагента в отношении равных ему субъектов обычно остается вне пределов внимания.

Ряд компаний можно смело заносить в «профессиональные нарушители». Их принцип работы основывается на регулярном неисполнении тех или иных обязательств. Во многом это связано с недостаточностью средств и неорганизованностью работы, а подобное поведение принимается и одобряется руководством.

Как это происходит:

· У компании не хватает денег на закупку и поставку товара по старому договору? Возьмем предоплату по новому контракту и «перекинем» средства на другую сделку. А «новые» пусть подождут, деньги на исполнение обязательств перед ними мы подождем со следующего транша!

· Нет оборотных средств в достаточном количестве? Не будем выполнять договор перед мелкими фирмами, у которых набрали предоплаты. Все равно у них нет своего юриста, а пени в 0.01% можно легко и непринужденно заплатить даже за пару месяцев просрочки.

· У компании просрочки по ряду договоров? Бывает у всех. Но не у всех ТОП-менеджмент беззаботно списывает солидные суммы в качестве дивидендов или же выводит их на другие цели. Контрагент – не мамонт, хотя обанкротиться вполне может.

Это как пример современного «дикого капитализма», с отсутствием деловой этики как класса и откровенной недобросовестностью. Ряд же вполне благополучных и не имеющих «темных помыслов» компаний может небрежно относиться к исполнению обязательств. Возможно просто руководство не уделяет достаточного контроля, а рядовые сотрудники не берут на себя даже минимальной ответственности за контроль сроков исполнения. Они легко лечатся претензией или даже юридически грамотным давлением на руководство.

Выявить подобные модели поведения не всегда возможно - ведь когда дело доходит до суда, такие компании оперативно исполняют все обязательства, попутно выбирая себе новый объект для злоупотреблений. В итоге репутация компании вроде бы чиста, а картотека арбитражных дел – пуста.

Так с этим бороться легко. Претензия и суд всё вернут!

С юридической точки зрения – да, все легко. С практической же позиции все не так радужно.

· Во-первых, судебные процедуры, особенно в арбитраже, процесс не быстрый. Особенно учитывая обязательный претензионный порядок. Переговоры – месяц. Претензия – еще месяц. «Последнее китайское предупреждение» - еще месяц. А компания, которая взяла предоплату в 1 млн. рублей, заплатит по итогам 6000 рублей неустойки

· Во-вторых, если компания часто практикует различные формы злоупотребления, то сама предлагает собственные формы договора с минимальной ответственностью за нарушение обязательств со своей стороны

В итоге: Переговоры – месяц. Претензия – еще месяц. «Последнее китайское предупреждение» перед судом - еще месяц. Как только фирма получает копию иска, все обязательства сразу же полностью или частично исполняются, но нередко полученная предоплата просто возвращается.

Пострадавшая сторона так же лишается или денег или товара на этот срок и вынуждена или радоваться тому, что получила исполнение или деньги, или же вынуждена будет долго и нудно судиться, доказывая понесенные убытки.

И все (включая «хитрого» контрагента) понимают, что судиться с компанией, которая кое-как выплатила деньги по сделке – не самая удачная затея.

Но в чем же здравый смысл такого поведения, спросите вы?

Вариантов может быть масса. От обычного разгильдяйства и нехватки опыта до злонамеренного поведения. Для чего?

Допустим, компания занимается поставкой зерновых. Она берет предоплату в 10 млн. рублей у контрагента, обязуется поставить оговоренную продукцию в течение месяца, но срывает сроки и только через 4 месяца исполняет все взятые на себя обязательства после копии иска в адрес компании. Или возвращает деньги. При этом деньги на исполнение старого контракта берет из предоплаты по новым сделкам, заведомо обрекая новых клиентов на несвоевременное получение товара или услуги.

Так как договор, скорее всего, заключен по условиям недобросовестного контрагента, то ответственность за неисполнение прописана символическая – 0.01% в день без дополнительных штрафов и проблем.

Итого за три месяца просрочки фирма, если планирует добросовестную работу, дополнительно будет обязана перечислить контрагенту 60 тыс. неустойки за то, что 3 месяца использовала по своему усмотрению 10 млн. рублей. Может быть, обновляла на них оборудование или закрывала дыры в «сером» зарплатном бюджете, выведя их на обнал.

Эдакий «краткосрочный кредит» без документов, пусть и по высокой ставке. Но ведь неустойку можно заплатить и вполовину, верно? Подчас вторая сторона, уже было приготовившаяся к долгим судам и потерянным деньгам, радуется исполненному договору или возвращенным деньгам (особенно – с копеечкой неустойки «сверху»), не собираясь судиться из-за 20-30 тыс. недоплаченной пени.

ВАЖНО: Увы, в ряде случаев для многих фирм такое поведение является вполне нормальным и обусловленным банальным желанием выжить. Возможно кто-то еще раньше «кинул» компанию по крупной сделке, в итоге фирма вынуждена поступать аналогично, оттягивая сроки по «безопасным» договорам с минимальными санкциями. Это суровый русский бизнес, где психология и интуиция подчас превалируют над скучным гражданским кодексом…

И это лишь максимально грубый, топорный пример. Пункт 3 ст. 1 ГК РФ гласит, что стороны, реализуя свои гражданские права и обязанности, не вправе ими злоупотреблять. Вот только опытный юрист по поручению руководства, может наделить договор рядом условий, которые при судебном оспаривании будут непременно расценено как злоупотребление правом.

В их числе:

· Заведомо невыгодные условия для второй стороны. Разные меры ответственности, разные виды ответственности.

· Дополнительные условия по приемке работ, товара, которые позволяют саботировать исполнение контракта второй стороны.

· Необоснованно сжатые сроки. Например, уведомление о невозможности поставки в срок товара не позднее, чем за 1 месяц, а иначе – серьезный штраф. В итоге техническая поломка транспорта поставщика и задержка на один день могут серьезно ударить по бюджету, ведь не мог же поставщик за месяц сообщить, что его автомобиль сломается или попадет в ДТП!

И далее, далее, далее…

И неужели нет защиты?

Защита есть. Все упирается в договор и индивидуальные условия каждой сделки. Для основных направлений работы у каждой компании должен быть свой собственный и проработанный «от и до» договор.

1. Изучайте договор или разработайте свой

Идеальный договор должен быть выверен юристом (а лучше – двумя и одним специалистом с аутсорсинга), проверен руководством и согласован с бухгалтерией. Ничего, что может быть использовано против вас, в контракте быть не должно, а именно перечисленная группа специалистов сможет увидеть большинство неприятных моментов.

Если контрагент упрямо предлагает свой договор – сдавайте его на растерзание своим юристам или же нанимайте специалистов со стороны, заказывая им юридический аудит документа.

Все не устраивающие пункты – в протокол разногласий и далее по ситуации. Точно сказать, можно или нельзя развернуть то или иное условие против вас, может сказать только опытный «договорник-юрист» с обширным опытом работы.

2. Проверяйте контрагента

В век Интернета и массы общедоступной информации о юридических лицах нельзя спрятаться, особенно когда на компанию есть масса нареканий. Можно отследить контрагентов вашего будущего партнера, связаться с ними и уточнить о добросовестности поставщика или исполнителя. Так же стоит обращать внимание на прекращенные дела в суде.

Да и «сарафанное радио» в СМИ и соц.сетях нельзя игнорировать. Но проверка контрагента – это отдельная тема, которую мы уже обсуждали.

3. Не ждите слишком долго

Обязательство просрочено? 5 дней – звонок. Еще 5 дней – претензия. Истек срок? Сразу в суд. Если перед вами «хитрец», то вы получите назад свои деньги (или исполнение сделки) в короткий срок, если же у контрагента реальные проблемы – успеете зафиксировать свое требование на случай банкротства.

И во всех случаях – обязательно консультируйтесь с юристом. Если ваш штатный сотрудник не знает тему – обращайтесь к профессионалам и поручите им юридическое сопровождение своих сделок!

Автор: Проценко Татьяна, адвокат, управляющий партнер юридической компании "Проценко и Партнеры".

Начать дискуссию