Так ли страшен закон о маркировке: реальные дела

Оценить практику правоприменения можно, если есть возможность ее изучить.

Кто и что контролирует

Контроль наличия в рекламных материалах пометки «реклама» и сведений о рекламодателе относится к компетенции ФАС России. И на своем сайте данная служба размещает «Базу решений и правовых актов», которая не очень удобна, но при некотором упорстве позволяет получить некоторую интересующую информацию.

Государственным органом, контролирующим же присвоение и размещение в рекламных материалах идентификатора рекламы (токен, erid), а также представление информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, является Роскомнадзор. К сожалению, у данного госоргана базы данных его решений в открытом доступе нет. Поэтому ориентируемся на публикуемую им информацию и выступления его должностных лиц.

© Тулинова Ю.А., 2024
© Тулинова Ю.А., 2024

Реальность 2024

Что касается ФАС России, то дел, связанных с отсутствием пометки «реклама» и сведений о рекламодателе, - 75 за период с начала 2024 года, и возбуждаются они по обращениям третьих лиц. Как правило, в ходе рассмотрения дела нарушители устраняют нарушения либо удаляют ненадлежащую рекламу, а если не сделали этого, то получают предписание на устранение. В обоих случаях отдельно решается вопрос о привлечении к ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ. Как правило, назначается штраф по нижней границе:

  • для граждан – от 2 до 2,5 тыс. руб.,
  • для ИП – от 4 до 20 тыс. руб.,
  • для ЮЛ – от 100 до 500 тыс. руб.

Что же касается Роскомнадзора, то согласно публикации ТАСС от 14 мая этого года сумма штрафов в отношении блогеров, посредников и распространителей рекламы за нарушения законодательства с начала 2024 года составила уже более чем 4,5 млн рублей.

По словам начальника управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора Марии Смелянской: "Динамика налицо - в 2023 году у нас было составлено 4 протокола и было вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности. 2024-й год, будем считать полгода прошло, 75 постановлений о привлечении к административной ответственности. За отсутствие идентификатора из этого числа - 29 постановлений, начислено штрафов на чуть более 2 млн. рублей. Непредоставление информации, непредоставление полной и достоверной информации - 46 постановлений о привлечении к административной ответственности. По цифрам - более 2,5 миллиона рублей, это та сумма, которая начислена за данные составы".

Также, по ее словам, информацию Роскомнадзор получает в том числе и от «коллег из ФАС России».

Так что практика формируется, опыт приобретается, «динамика налицо»…

Соблюдайте требования о маркировке рекламы в Интернете и Вам не придется вчитываться в публикации «кого, за что и на сколько» и сидеть постоянно на иголках!

Юрист по защите онлайн-проектов | Юлия Тулинова

44
Начать дискуссию