Как снизить долг перед налоговой втрое

Иллюстрация Игумнов Групп
Иллюстрация Игумнов Групп

Налоговая вскрывает схематоз по дроблению бизнеса и вешает на нашего клиента долг в 134,5 млн. Может ли аудитор спасти ситуацию и развалить уголовное дело?

Рванет? Не должно

В провинциальном городке работала маленькая строительная компания (будем называть ее «Стройдор»).

Обороты росли, доход увеличивался, а уходить с упрощенной системы налогообложения руководству не хотелось. И тогда по совету «знающих» людей компания бизнес раздробила. В надежность схемы верили все.

Поэтому когда в «Стройдор» с выездной налоговой проверкой пришла тихая бабушка-инспектор, никто не насторожился.

Схема не сработала

Только вот бабушка из налоговой оказалась не так проста.

За год она проделала титаническую работу: накопала нарушений на 300 страниц акта с неприятным заключением.

«Стройдору» доначислили 134,5 млн рублей налогов, пеней и штрафов! А это уже тянет на уголовное дело.

Спасать ситуацию нужно было срочно — до дедлайна подачи возражений на громоздкий акт ВНП оставалось всего 3 недели. Для этого руководство «Стройдора» наняло нас: адвоката по уголовным делам, юриста по налогам и вашего покорного слугу — аудитора.

ФНС: «Ага, попались!»

Выездная налоговая проверка вменяла «Стройдору» следующую схему дробления бизнеса:

Есть две компании, созданные параллельно. Их учредители — родственники.

Одна, «Стройдор», платит налоги по УСН (упрощенной системе), но имеет в собственности производство, технику и около 50 официально оформленных сотрудников.

Вторая, будем называть ее «Магистраль», находится на ОСН (общей системе налогообложения). У нее нет ни техники, ни производства, ни сотрудников.

Однако, по документам, «Магистраль» берет строительные подряды и оказывает услуги клиентам «Стройдора». А ее налоги на прибыль и НДС недальновидно снижаются через компании-однодневки.

Инспекция делает вывод: все работы «Магистрали» на деле выполнял «Стройдор», находящийся на упрощенке. Значит, доходы двух компаний нужно сложить и вменить «Стройдору». Последний слетает с УСН и должен уплатить налоги, пени и штраф в размере 40% от начисления.

Пачка контраргументов

Позиция ФНС выглядела пуленепробиваемой, но мы все-таки смогли найти в ней уязвимые места.

Оспаривать акт ВНП я решил в несколько этапов:

  • Снижаем налог на прибыль

Первое, за что можно зацепиться — рассчитанный с ошибками налог на прибыль. Изначально «Стройдор» был ЗАО и использовал УСН.

Когда доходы превысили лимит, общество перешло на ОСН, а потом почти сразу реорганизовалось в ООО. Это позволило «Стройдору» вернуться на упрощенку и исчислять налог «с чистого листа».

Только вот при переходе компании с одной системы на другую бухгалтер «Стройдора» налог на прибыль посчитала неправильно: в доходы не внесла старую дебиторку. И это нарушение налоговая оценила в 8 млн рублей.

В расчетах инспектора мы обнаружили счетные ошибки и неучтенные затраты. В итоге сумму начисления удалось снизить вдвое — до 4,1 млн рублей.

Еще один важный момент. Я видел, что это нарушение не было каким-то злым схематозом, а типичной бухгалтерской ошибкой, в чем и попытался убедить налоговую. Удивительно, но та согласилась, признав правонарушение неумышленным.

В будущем, когда против директора «Стройдора» все-таки возбудили уголовное дело, нам это сыграло на руку: недоимку убрали из обвинения.

Снизить налоговые штрафы можно разными способами. Подробности в статье.

  • Восстанавливаем НДС

«Стройдор» находился на УСН, поэтому входящий НДС не отслеживал. После проверки обществу доначислили почти 30 млн налога. И у нас был шанс эту сумму сократить.

Некоторые контрагенты поставляли компании товары и выполняли работы с налогом на добавленную стоимость. Осталось найти счета-фактуры, чтобы восстановить НДС.

Часть документов удалось откопать в архивах «Стройдора», часть передали контрагенты по нашему запросу. В итоге по сусекам наскребли почти 700 счетов-фактур. С их помощью удалось восстановить НДС на 8,3 млн рублей, которые налоговая должна была вычесть из суммы долга.

  • Проверяем доход

Анализ выписок с банковских счетов «Стройдора» и «Магистрали» показал: в 2014 году, когда бизнес был раздроблен, компании заработали не 101 млн рублей, как было указано в акте налоговой, а всего 45 млн. И эта сумма уже не выходит за лимит УСН, который тогда составлял 64,02 млн рублей.

Соответственно, оснований для перевода «Стройдора» на ОСН не было.

Откуда инспекция взяла 101 млн совокупного дохода?

В эту сумму налоговая незаконно включила переводы за работы, выполненные «Стройдором» до перехода на УСН, и займы, которые считать доходами нельзя.

  • Собираем ошибки налоговой

ФНС могла проигнорировать наши доводы. Чтобы увеличить шансы на победу в налоговом споре, мы требовали:

  1. Исправить арифметические ошибки в расчетах;
  2. Учесть не только доходы, но и расходы двух компаний;
  3. Зачесть налоги, уплаченные по УСН, в счет налога на прибыль;
  4. Учесть налоги, которые выплачивала «Магистраль»;
  5. Поставить в расходы созданные нами задним числом резервы по сомнительным долгам и амортизационные премии;
  6. Исключить «внутренние платежи» между «Стройдором» и «Магистралью» из расчета доходов по кассовому методу.

То есть мы настаивали на налоговой реконструкции. Только в 2017 — 2018 годах, когда происходили события, такого понятия не существовало. ФНС делала налогоплательщикам больно, включая в налогооблагаемую массу исключительно доходы. Впрочем, и сейчас такой подход встречается.

Так или иначе расходы вам придется рассчитывать, представлять и обосновывать самостоятельно, потому что налоговый инспектор этого делать не станет.
  • Два по математике

Начисляя налог на имущество, инспекция допустила кучу арифметических ошибок.

Спойлер: его удалось отбить практически целиком, а недоимку в 345 тысяч рублей признать расходом по налогу на прибыль.

Как оспорить акт выездной проверки, читайте здесь.

Обидно вышло

Налоговая долго и мучительно выносила решение, но в итоге некоторые из наших доводов признала. Долг «Стройдора» сократился на 27 миллионов.

Но в главном ФНС уступать не собиралась: «Стройдор» нужно было перевести на общую систему налогообложения в IV квартале 2014 года, поскольку совокупный доход «Стройдора» и «Магистрали» тогда составил 64 093 000 рублей. То есть лимит был превышен на какие-то 73 тысячи!

В доход налоговая засчитала займы от «Магистрали»: они не были и уже не могут быть возвращены «Стройдором», ведь компания-займодавец ликвидирована. И с этим сложно было поспорить.

Плюс в деле были смягчающие обстоятельства, которые позволяли снизить штрафы. Но налоговая наши доказательства проигнорировала.

Подготовка к апелляции в налоговой: внезапная находка

Эти несчастные 73 тысячи рублей, которые вылезли за лимит УСН, не давали мне покоя. Я повторно проверил выписки из банковских счетов двух компаний, разыскивая доходы, которые можно оспорить.

И нашел один интересный взаимозачет «Стройдора» с контрагентом. У него был долг перед «Стройдором» на 352 599,79 рублей, а в акте стояла сумма 545 799,79 рублей.

Выяснилось, что излишек в 193 200 рублей попал туда по ошибке. Это был аванс «Стройдору», который уже был включен в книгу доходов за предыдущий квартал.

Ошибку во взаимозачете мы с контрагентом исправили, уточненную декларацию по УСН за 2014 год подали. Это исправление помогало вычесть из совокупного дохода компаний 193 тысячи рублей. А значит, мы снова могли доказать: «Стройдор» в 2014 году в лимит по упрощенке укладывался.

К слову, вы можете взыскать с ФНС уплаченные налоги. О том, как это сделать, мы писали тут.

Штраф Шредингера

Налоговая выкатила «Стройдору» штраф по ст. 119 НК за непредставление налоговой отчетности на 13,3 млн рублей, но забыла упомянуть эту санкцию в акте: она появилось только в решении.

Юридически такого быть не должно. На этом формальном основании мы начисление решили обжаловать.

И все сначала

Областное управление ФНС 2 месяца изучало нашу жалобу, а потом выдало ответ:

«Верно, в 2014 году совокупный доход «Стройдора» и «Магистрали» подходил под упрощенку. Лимит был превышен позже — в третьем квартале 2015 года! Так что большинство выявленных нарушений остается в силе».

То есть областная налоговая выдала нам новый расчет перехода на ОСН по другим периодам. И подготовленные нами возражения пошли прахом. Права налогоплательщика на защиту были незаконно нарушены, но это никого не волновало.

Несмотря на такой сюрприз от областных налоговиков, общий размер долга удалось сократить до 59,6 млн рублей. Но нам этого было мало.

Первый суд

Областная налоговая, вменяя «Стройдору» превышение лимита УСН в 2015 году, ошибочно добавила в доход двух компаний без малого 21,6 млн рублей.

Большая часть из этой суммы — налог на прибыль, учтенный «Магистралью» в отчетности за 2014 год.

Остаток суммы — оплата за работы, выполненные «Стройдором» в период, когда компания была ЗАО. Эти деньги уже были засчитаны в доходы при переходе общества с упрощенки на ОСН.

По нашим расчетам, две компании за три квартала 2015 года заработали около 61,6 млн рублей. А это на 7,2 млн меньше установленного тогда лимита УСН.

То есть «Стройдор» имел право оставаться на упрощенке. Да, в четвертом квартале доход компаний действительно превысил лимит, но не в третьем, на который указывала ФНС!

Параллельно мы продублировали наше требование провести налоговую реконструкцию и уменьшить штрафы по смягчающим обстоятельствам.

Совет: юристы редко проверяют расчеты налоговой. А зря. Даже если они выглядят солидно, в них могут быть ошибки!

Не тот результат

Арбитражный суд разбирал наше дело год. В итоге последнее решение ФНС оставили в силе. За одним исключением.

Судья согласился с нами и отменил тот самый «штраф Шредингера» за непредставление налоговой отчетности. Мы отбили еще около 7 млн из суммы долга.

Это, конечно, прикольно. Но в остальном решение нас не устроило: суд проигнорировал большую часть наших доводов без каких-либо объяснений.

Вышестоящие инстанции

В сухом остатке апелляция нам ничего не принесла: решение арбитражного суда осталось без изменений.

Кассация глубоко разбираться в вопросе тоже не стала, но отметила два очевидных момента, отраженных в нашем заявлении:

  1. У ответчика есть право на применение смягчающих обстоятельств (следовательно, штраф можно снизить);
  2. НДС должен начисляться по ставке 18/118, а не по обычным 18%, так как «Стройдор», применяя УСН, не мог выставлять счета-фактуры.

Дело направили на новое рассмотрение в первую инстанцию, которая отменила начисление НДС и пени на 2,4 млн рублей и снизила штраф по ст. 122 НК до 3,8 млн.

Мы продолжили биться за нашего клиента. Дошли до Верховного и Конституционного Суда, но безрезультатно. Однако…

Подводим черту

  1. За 3 года налоговых споров по этому делу я сделал множество нестандартных ходов. Самые удачные: работа со взаимозачетами, отмена штрафа по формальным основаниям и переквалификация нарушения в неумышленное.

  2. Изначально сумма доначислений по акту ВНП составила 134,5 млн рублей. До судов мы снизили ее на 74,9 млн. За два круга судебных разбирательств отбили еще 13,9 млн рублей. Итоговый долг клиента перед бюджетом составил 45,6 млн. Требования налоговой снижены втрое, а руководство «Стройдора» сэкономило почти 90 миллионов рублей.

  3. Налоговый спор затянулся, поэтому и возбуждение уголовного дела против директора компании откладывалось. А когда оно было-таки возбуждено, адвокаты взяли наши наработки и добились возврата дела на доследование. Тем временем законодательство успело измениться, и получилось, что срок исковой давности по этому преступлению истек. Директор был спасен от уголовной ответственности.

Если на вас напала налоговая проверка и вам хочется отбиться от многомиллионных долгов, обращайтесь. Как видите, мы умеем решать вопросы красиво.

Информация актуальна на дату публикации статьи на сайте igumnov.group.

Куклин Антон
Руководитель проектов по налоговым спорам, аттестованный аудитор
Начать дискуссию