Маркировка рекламы в Instagram*: а нужна ли?

*Социальная сеть принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Долгое время ФАС и Роскомнадзор не могли прийти к единому мнению: а нужно ли маркировать рекламу в запрещенной социальной сети? ФАС говорил, что нет, т.к. доступ к этой социальной сети в России ограничен, следовательно, Закон "О рекламе" не распространяется. Роскомнадзор считал иначе, маркировать нужно, иначе эта социальная сеть дает неконкурентное преимущество перед другими социальными сетями.

Что мы видим на практике спустя 10 месяц, как вступил у нас закон, предусматривающий ответственность за отсутствие маркировки рекламы?

Снежана Чепа
Юрист для бизнеса и инфобизнеса

Напомню, что с 1 сентября 2023 г. вступили в силу новые положения, согласно которым любую рекламу в Интернете необходимо маркировать, а если это не сделать, то можно получить существенные штрафы до 500 000 рублей. И теперь за тем, чтобы вся реклама в Интернете была оформлена надлежащим образом, наблюдают два надзорных органа - ФАС и Роскомнадзор.

За что ответственен ФАС?

➖ принимает решение: действительно ли публикация является рекламой?

➖ есть ли на рекламной публикации указание слова "Реклама"

➖ есть ли на рекламной публикации сведения о рекламодателе, по которым его можно 100% идентифицировать

Если у вас публикация признана рекламой, а в ней отсутствуют данные сведения, то тогда к ответственности за такие нарушения привлекаются рекламораспространители. Максимальный возможный штраф до 500 000 рублей.

У ФАС есть База решений, в которой можно найти достаточно количество дел, рассмотренных за нарушение ч. 16 ст. 18.1 Закона "О рекламе". На основе таких решений граждане и юристы начинают понимать практику, что будет рекламой, а что нет, поскольку в законе нет таких четких разграничений.

За что ответственен Роскомнадзор?

➖ устанавливает факт, чтобы на рекламной публикации был указан erid

➖ проверяет, была ли сдана последующая отчетность, сдана ли она в сроки, насколько она полная и корректная?

Если будут установлены эти нарушения, то к ответственности тогда привлекаются и рекламодатель, и рекламораспространитель (если иное не предусмотрели в договоре), а максимальная сумма штрафа - до 700 000 рублей.

В отличие от ФАС Роскомнадзор не ведет открытую базу по своим решениям, и о наличии привлечения Роскомнадзором к ответственности мы узнаем только от самих виновных лиц, которые захотели рассказать публично.

Одно из первых дел, когда Роскомнадзор привлек к ответственности, было дело блогера Telegram-канала "Лиса рулит". Об этом я рассказывала подробнее здесь.

А что же в итоге с маркировкой в Instagram?

В, конечном, итоге пришли к выводу, что рекламу в запрещенных социальных сетях тоже нужно маркировать. И уже к таким выводам есть у меня целых 2 прецедента.

Прецедент № 1. Блогер-предприниматель Варя Веденеева сама сообщила в своем канале, что получила первый штраф от Роскомнадзора за отсутствие маркировки в запрещенной социальной сети, поскольку "были сомнения по поводу необходимости маркировки в запрещенном инстаграме: из-за неоднозначного мнения и разной информации от двух госорганов (ФАС и РКН)", - автор Варя Веденеева.

Прецедент № 2. Недавно пришло новое «письмо-счастье» от Роскомнадзора другому блогеру. Роскомнадзор собирается возбуждать дело в отношении блогера, которая распространила рекламу в Instagram, но не промаркировала. Эта реклама была опубликована (на минуточку) 21.09.2023 г., то есть 9 месяцев назад.

В целях соблюдения конфиденциальности данные владельца аккаунта скрыты. 
В целях соблюдения конфиденциальности данные владельца аккаунта скрыты. 

Таким образом, делаем вывод, что маркировать рекламу в запрещенных социальных сетях обязательно 100%, и не нужно надеяться, что публикация очень давняя, ее никто не заметит. Как видите, на практике совсем иначе обстоят дела.

Кстати, девушка обратилась ко мне за помощью. Я намерена освободить ее от штрафа, хотя в действительности нарушения в распространении рекламы есть, и они однозначные и неоспоримые. Но я буду строить линию защиты по другому пути.

Подписчикам моего Telegram-канала очень крупно повезло, поскольку в нем я буду рассказывать очень подробно об этом деле, о моей стратегии, и именно они узнают об окончательном решении дела (эксклюзив, недоступный в открытых источниках). Хотите тоже узнать, удастся ли нам избежать штрафа? Тогда подписывайтесь на мой канал и следите за новостями.

Начать дискуссию