Законно ли размещать на сайте производителя лекарственных средств и медицинских препаратов отзывы потребителей

Законно ли размещать на сайте производителя лекарственных средств и медицинских препаратов отзывы потребителей

О лекарствах много отзывов в интернете. Одним из инструментов продвижения и стимулирования спроса для производителей в фарме может быть использование отзывов потребителей на официальном сайте препарата. Но многие маркетологи фармацевтических компаний не уверены в правомерности таких действий. Команда сервиса Mneniya.Pro подробно изучила данный вопрос.

Некоторое время назад мы опубликовали на VC.ru кейсы внедрения отзывов на сайтах в фарме:

Материалы вызвали вопросы у аудитории, в частности - можно ли перепечатывать на сайте лекарственных препаратов отзывы потребителей, опубликованные ранее в интернете. Под "перепечатыванием" в данном случае понимается цитирование публикаций, а не полное заимствование.

Как правильно публиковать отзывы

При отображении контента необходимо ограничивать размер выводимого текста (передавать цитату), а каждый отзыв подкреплять упоминанием/ссылкой на источник, не посягая таким образом на права третьих лиц согласно статье 1274 ГК РФ о свободном использовании произведении в информационных целях. Как правило, выводимого текста всегда достаточно, чтобы передать суть отзыва. Если пользователь хочет почитать отзыв полностью - он может перейти по ссылке на источник. Смысл в том, что пользователи видят много отзывов о товаре с других сайтов, видят рейтинги этих отзывов, смотрят на средний рейтинг товара и более склонны к покупке. Отзывы на сайте повышают конверсию, также улучшается SEO за счет поведенческих факторов - растет время, проведенное пользователями на сайте.

Возможность размещения на официальном сайте препарата гиперссылок на публичные отзывы потребителей о данном препарате с приводимыми цитатами из текста в объеме, оправданном целью цитирования, соответствует установленному законодательству РФ. С точки зрения Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Согласно разъяснениям ФАС России (письмо от 28.08.2015 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет") не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Также, из разъяснения ФАС России (письмо от 4 июля 2016 г. N АД/45250/16 "Об информации на сайте") следует, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги, и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Таким образом, согласно вышеуказанным разъяснениям и нормам законодательства, размещенная на официальном сайте препарата информация (ссылки на публичные отзывы с цитатами из этих отзывов) носит информационный характер и не может расцениваться как реклама.

77
2 комментария

Ммм, вот что значит "не оставлять вопрос без ответа". Спасибо за разъяснения. 

1
Ответить

А я тупо повелась на рекламу Изопринозина. Принимала его по инструкции, но герпес не вылечила. Пришлось к врачу идти.

Ответить