Конфликт внутри бренда Marble Lab. или о том, как оформлять права на страницу в Instagram

Сегодня хотела прокомментировать, с точки зрения юриста конфликт внутри косметического бренда Marble Lab., известно о котором, мне стало благодаря Екатерине Конасовой и ее каналу на YouTube.

Суть следующая: партнеры бренда Анастасия Миронова не смогли договориться о дальнейшей совместной работе, и страница бренда в Instagram, которая, как я поняла, является основным инструментом продажи продукции, ранее зарегистрированная на Анастасию, была ею, в одностороннем порядке, удалена.

И тут возникает вопрос, имела ли она на это право? А точнее, имела ли она на это право, в том случае, если личный аккаунт стал страницей бренда, в контент которого, вкладывались уже не личные денежные средства?

Для себя, как для юриста, я эти вопросы переформулировала немного иначе:

1. Может ли быть страница в Instagram нематериальным активом (НМА) юридического лица, который можно защитить?

2. Как оформлять права, чтобы избежать в будущем разногласий?

Согласно п. 55 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на "ноу-хау" и др.

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации.

Также, в п.п. 2 – 4 ПБУ 14/2007; п. 3 ст. 258 Налоговом Кодексе РФ - приводятся требования, которым одновременно должен отвечать нематериальный актив (НМА), среди которых: "организация должна иметь права на данный актив, на основании которых организация может ограничить доступ иных лиц к использованию актива".

Исходя из выше приведенных норм, аккаунт в Instagram по определению не подпадает под понятие НМА.

На сегодняшний день, Instagram нам предлагает в качестве инструмента продвижения - создание бизнес-аккаунтов (до 5), привязанных к одному телефону. Однако, для каждого нужна отдельная почта (e-mail), и отдельный профиль на Facebook.

То есть, каждая продающая страница, должна быть привязана к личности/профилю физического лица, и не имеется возможности оформлять права на юридическое лицо. Т.е., также невозможно выполнить условия ПБУ и НК РФ, т.к. не имея возможности зарегистрировать аккаунт, юридическое лицо не может в полной мере защитить его или ограничить доступ.

Даже если телефон и e-mail принадлежат ООО, условие Instagram – привязка к профилю физического лица на Fb.

Таким образом, отвечая на вопрос, может ли страница в сети Instagram быть нематериальным активом, принадлежащим организации, отвечаем – скорее всего, НЕТ.

Возможно, в будущем изменятся правила Instagram, позволяющие регистрировать аккаунт на юридическое лицо, и появятся судебные прецеденты, которые изменят существующее положение вещей, позволив путем доказывания, установить фактическую связь между организацией и страницей в Instagram.

Но все выше перечисленное, не относится к объектам авторских прав и результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые могут размещаться на станице в Instagram и являются ее содержанием .

В этом случае, законодательство предоставляет возможность для защиты своих прав владельцам и администраторам страниц в социальных сетях, где выбор средств защиты будет зависеть от классификации интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 1225 ГК РФ.

К превентивным мерам, для обеспечения возможности защиты прав на страницу в будущем, нужно уже сейчас осуществлять следующие действия:

· составлять и подписывать договора со всеми лицами, участвующими в создании и наполнении страницы: авторами, техническими специалистами, консультантами и пр.;

· оформлять документально и учитывать все затраты, производимые на создание и наполнение страницы, а в идеале, с дальнейшей постановкой результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на баланс организации в качестве нематериального актива (НМА).

А что же, все-таки, делать участникам юридического лица и как оформить свои права на управление страницей в Instagram?

1. Первый вариант, если вы еще в самом начале пути - заключить соглашение, где будет зафиксирован порядок регистрации профиля в Instagram, привязка к номеру телефона юридического лица, электронной почте, указаны лица имеющие доступ, прописан порядок смены логина и пароля и контактных данных, порядок разрешения спорных ситуаций.

В этом случае, можно внести указанные сведения о совместном пользовании в устав, прописав, в том числе и порядок раздела, в случае продажи доли или бизнеса целиком.

2. Второй вариант - для случая, когда уже есть приносящая доход страница.

Здесь я бы рекомендовала, первоначально, прибегнуть к услугам нотариуса и удостоверить сведения, содержащиеся в профиле, для того, чтобы зафиксировать привязку пользователя к нему. А в дальнейшем, подготовить и направить в Instagram LLC официальное письмо с предложением заключить соглашение в отношении аккаунта от имени организации.

Даже в случае отказа со стороны Instagram LLC, доказать правомерность и законность использования аккаунта будет значительно проще.

При этом, также, лучше как и в первом варианте, заключить соглашение отношении аккаунта или сразу всего комплекса прав на РИД и внести необходимые изменения в устав.

Ну и, опять-таки, не забывать в процессе предпринимательской деятельности, фиксировать и учитывать расходы на создание и ведение страницы в Instagram. Так как, случай с брендом Marble Lab. хороший пример и урок того, что может случиться, в случае ведения бизнеса с партнером, обязательства с которым нигде и никак не зафиксированы.

33
Начать дискуссию