Пользовательское соглашение: пять советов от юриста

Пользовательское соглашение (то самое, которое никто никогда не читает) – это важный документ, от формулировок которого может зависеть исход дела в суде. По своей сути пользовательское соглашение — это договор между владельцем сайта и его пользователем.

На что нужно обратить внимание при составлении и работе с пользовательскими соглашениями?

www.pexels.com PEXELS
www.pexels.com PEXELS

1. Заключение соглашения с пользователем

Договор (в форме пользовательского соглашения) должен быть заключен.

Чтобы соглашение считалось заключенным, надо, в первую очередь, идентифицировать пользователя, например, предложив ему зарегистрироваться или заполнив специальную форму. Далее пользователь должен подписать соглашение, проставив галочку под текстом «я согласен с условиями пользовательского соглашения». Лучше всего, если пользователь сам проставит галочку (заранее проставленные галочки мы не одобряем).

Поздравляю, вы заключили договор в электронной форме.

2. Определение правил пользования контентом

В тексте пользовательского соглашения стоит сообщить об авторских и исключительных правах, определить правила их использования, предупредить об ответственности за нарушение.

Включите условия о порядке публикации контента на сайте, об ответственности пользователя при размещении запрещенного контента (порнография, экстремистские материалы и так далее), спама или контента, нарушающего интеллектуальные права других лиц.

Не лишним будет предусмотреть правила использования фотоизображений, статей и прочих материалов сайта; порядок регистрации, если на сайте предусмотрены закрытые разделы; какие комментарии запрещены на сайте и так далее.

Если контент нарушает установленные требования, владелец сайта имеет право его удалить.

Если вы выдаете пользователям лицензии на использование ПО, то укажите, что программа предоставляется ему для использования на условиях ограниченной неисключительной лицензии.

Пропишите порядок оплаты, порядок прекращения подписки и процедуру возврата денег потребителю при отказе им от уже оплаченной подписки.

Не забудьте написать, что пользователь не вправе копировать, декомпилировать, разбирать программу на части, а также вносить изменения или создавать производные произведения на основе вашего ПО.

3. Не смешивать ПС с офертой

Помните, что предложения с наименованием и ценой товаров считаются публичной офертой, а это влечет обязанность заключить договор с каждым, кто выразил намерение приобрести товар.

Это не всем подходит, так как зачастую цены на товары (особенно дорогостоящие) устанавливаются индивидуально. Поэтому стоит в ПС и на страницах сайта, где описывается товар прописать всем знакомый дисклеймер «информация не является публичной офертой».

4. Согласие на получение рекламной рассылки

Каждая компания стремиться напоминать о себе клиентам, для чего активно используют (спам) email-маркетинг.

Большинство малых предприятий нарушают закон при рассылке рекламных материалов по почте и смс. Чаще всего выражаются такие нарушения в отсутствии согласия пользователя на обработку персональных данных в рекламных целях при направлении рекламы. Чтобы избежать потенциальных штрафов, рекомендую вписать в пользовательское соглашение такой текст: «Обработку своих персональных данных, указанных при регистрации и/или оставлении заявки на получение предложения и/или подписании на получение рекламной информации путем заполнения веб-формы на Сайте, направляемой (заполненной) с использованием Сайта».

Кстати, весь пул необходимых документов по персональным данным в ПС не внесешь, поэтому будьте внимательны, на сайте должна быть отдельно опубликована политика конфиденциальности и чекбокс с галочкой на получение обработку персональных данных тоже должен быть отделен (под формой захвата).

И да, файлы cookies – тоже признаются персональными данными. Смотрите определение Московского городского суда от 10.11.2016 по делу № 33-38783/2016 по делу Linkedin.

5. Оговорка о посредничестве

Если вы сайт-агрегатор товаров и услуг, включите в пользовательское соглашение соответствующую оговорку.

Когда пользователь заключает договор не с агрегатором-посредником, а с продавцом, ответственность будет нести непосредственно продавец. А если пользователь начнет предъявлять агрегатору претензии, всегда можно сослаться на пункт пользовательского соглашения, в котором указано, что агрегатор не берет на себя функцию медиатора в случае споров.

Разумеется, конкретные рекомендации я могу дать с учетом специфики конкретного интернет-сервиса.

Если у вас есть какие-либо вопросы, связанная с работой интернет-сервиса, напишите в комментариях или на почту: mazukovlaw@gmail.com.

Мурат Мазуков. Юрист в сфере IT и Digital.

1414
2 комментария

Мурат, подскажите, какой пункт стоит добавить в соглашение, если на сайте присутствуют товары (книги) с маркером 18+? Достаточно ли будет прописать необходимость совершеннолетия покупателя или требуются другие предупреждения?

Ответить

Достаточно добавить такой пункт: "Книжный магазин просит лиц, не достигших 18 лет, воздержаться от доступа к персонализированным сервисам Сайта, в том числе воздержаться от покупок. Ответственность за любые действия, осуществляемые несовершеннолетними лицами на нашем сайте, лежит на их законных представителях. Магазин не собирает намеренно сведений, поступивших от несовершеннолетних, включая персональные данные последних, не использует и не ориентирует содержание Сайта на несовершеннолетних". 

3
Ответить