Правовые способы защиты элементов компьютерной игры

Создание захватывающей компьютерной игры — это лишь первый шаг. Как же защитить свой труд от копирования и незаконного использования? Рассмотрим основные методы и стратегии по защите разработанной компьютерной игры.

Правовые способы защиты элементов компьютерной игры

Статью подготовила:

Кобозева Ангелина
Юрист AG-LEGAL

Оглавление

1. Введение

Создание компьютерных игр является творческим процессом, требующим значительных усилий и интеллектуальных ресурсов.

После завершения разработки возникает важный вопрос: как обеспечить защиту созданной игры и предотвратить незаконное использование её элементов?

Результаты интеллектуальной деятельности (далее РИД) в сфере компьютерных игр подвергаются различным угрозам, таким как пиратство, нелегальное копирование и использование, что может нанести серьезный ущерб разработчикам. В данной статье мы рассмотрим юридические способы защиты компьютерной игры как объекта интеллектуальной собственности.

2. Для чего необходима охрана различных элементов компьютерных игр?

В силу абз. 2 п.1 ст.1229 ГК РФ обладатель исключительного права на РИД может разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. Другие лица не могут использовать РИД без согласия правообладателя.

В случае с вашей компьютерной игрой:

Охрана необходима для защиты прав правообладателя в случае нарушения его исключительного права на использование РИД.

Кто-то сможет использовать игру без разрешения лица, который ее создал, но не обеспечил надлежащую охрану.

Для охраны исключительных прав правообладателя требуется государственная регистрация или получение патента, их отсутствие могут побудить конкурента зарегистрировать игру на себя и стать ее правообладателем.

После чего уже будущий правообладатель сможет взыскать с вас штраф за незаконное использование вашей же игры.

В чем может выражаться незаконное использование игры:

  • незаконное распространение игры (пиратство);
  • незаконное использование отдельных элементов игры в других играх, видеороликах, изображениях и т.п.;
  • незаконное создание модификаций и дополнений к игре (моды и DLC).
Охрана необходима для заключения соглашений с магазинами, предлагающими услуги по продаже игры потребителям и рекламирования игры, т.е. для МОНЕТИЗАЦИИ ИГРЫ!

Правообладателю необходимо распространять свои игры среди покупателей. Если у правообладателя нет собственного магазина, он вынужден обращаться к другим лицам, которые могут предлагать его игры для приобретения.

Поскольку использование РИД без согласия правообладателя является незаконным, контрагенты правообладателя будут заинтересованы в подтверждении его исключительных прав на игру.

Надлежащая регистрация прав на игру служит условием получения правообладателем возможности реализовать свою игру на рынке.

Пример 1. Торговая площадка VK Play.

п.2.4. Для выполнения настоящего Соглашения Разработчик должен быть либо владельцем исключительного права на Игру, либо ему должны быть предоставлены все необходимые разрешения и права в отношении Игры.

При этом предоставление охранных документов на какой-либо элемент игры, как и наличие факта регистрации/патентования, не является обязательным и остается на усмотрении платформы.

3. Какие элементы компьютерных игр возможно защитить?

Визуальные элементы:

  • Название (логотип/словесное обозначение)

Охране подлежат как и словесное название игры, так и словесное обозначение в комбинации с какими-либо изображениями.

  • Персонажи игры

Изображение персонажа (его двухмерная или трехмерная модель вместе с описанием уникальных особенностей) может быть защищено.

Однако имена персонажей, которые не обладают уникальностью в глазах потребителей, не подлежат защите. Если большинство потребителей может однозначно связать определенное имя с определенным персонажем, это имя может подлежать регистрации в качестве товарного знака.

  • Личные вещи персонажа (неотъемлемые атрибуты персонажа) + иные уникальные объекты

В категорию личных вещей персонажа можно включить:

- одежду, броню;

- оружие;

- иные личные вещи персонажа, составляющие его целостный образ.

К иным уникальным объектам можно отнести уникальные транспортные средства, устройства и т.д.

  • Кат-сцены (видеозаставки)

Это видеоролики небольшой длительности, проигрываемые на экране игрока в результате наступления какого-либо сюжетного события.

Такие ролики демонстрируют сюжетные события в игре.

  • Интерфейс игры

Внешний интерфейс (меню, настройки, экраны сохранения и загрузки, изменение сложности).

Технические элементы

  • Исходный текст и объектный код игры

Это технический элемент игры, то, что скрыто от игрока и с чем он не может взаимодействовать.

Программный код служит для воспроизведения игры на экране игрока, но является не единственным компонентом игры.

  • Сценарий игры

Сценарий игры включает в себя диалоги персонажей, озвучку, описание задач для игрока, а также тексты внутриигровых дневников и записей. Охрана сценария происходит в комплексе, учитывая целостность повествования, а не отдельные слова или выражения, поскольку важен творческий вклад в уникальность набора предложений, из которых складывается сюжет игры.

ВАЖНО! Сюжет и правила игры НЕ подлежат правовой охране. Сюжет не исчерпывается сценарием игры, т.е. текстовой составляющей, он также включает в себя цель игры, сеттинг игры, последовательность сюжетных событий и другие компоненты.

Приведем пример с игрой “Detroit: Become Human”:

Сценарий игры: это все прописанные сюжетные линии, которые может выбрать игрок. Сценаристы прописывают всевозможные варианты того, как будет разворачиваться сюжет.


Сюжет: это непосредственно один из возможных элементов сценария, который может выбрать игрок. Конечная цель игры также определяется самим игроком.

Защита авторских прав на сюжет игры может привести к ограничениям в создании новых игр, так как сюжеты новых игр часто используют элементы из уже существующих, изменяя и комбинируя последовательность событий. То же самое относится и к правилам игры, поскольку ограничения в этом аспекте могут затруднить разработку новых игр, которые следуют тем же игровым правилам.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
п.5 ст.1259 ГК РФ

4. Способы защиты элементов компьютерной игры

Правовые способы защиты элементов компьютерной игры
Правовые способы защиты элементов компьютерной игры
Правовые способы защиты элементов компьютерной игры

5. Основные выводы:

  • Правовая охрана вашей компьютерной игры необходима не только для того, чтобы предотвратить посягательство на ваши результаты интеллектуальной деятельности, но и для размещения вашей игры на различных маркетплейсах.
  • Самый простой и распространенный способ защиты изобразительных элементов – это регистрация их как товарных знаков.
  • Базовый способ защиты компьютерной игры (программы для ЭВМ), регистрация в Роспатенте исходного кода.
  • Для регистрации элементов в виде промышленного образца необходимо соблюдение двух основных условий: новизна и оригинальность:

- новизна: означает, что раньше никто не делал аналогичный дизайн, а главное, не патентовал;


- оригинальность: дизайн изделия носит творческий характер, то есть раньше не использовался нигде в мире для подобных изделий.

Требования сложные, создать отличный от других элемент именно вашей игры достаточно трудно, поэтому такой вариант редко когда используется в качестве способа охраны, но имеет место быть для более полной защиты элемента.

Подписывайтесь на наш канал. Мы отслеживаем новости права для ИТ-компаний и пишем большие разборы интересных кейсов.

А также оказываем полный спектр услуг для ИТ-компаний: получение льгот, регистрация интеллектуальной собственности, подготовка договоров, персональные данные, проведение аудита ИС.

Можете обращаться +7 (969) 790-00-90 или по электронной почте info@ag-legal.ru.

66
Начать дискуссию