Что должно быть у вас на сайте. Часть 2: что такое оферта и зачем она нужна вашему бизнесу

Мы продолжаем серию наших материалов о том, какой набор документов и информации нужно иметь на сайте, чтобы ваш бизнес не столкнулся со штрафами от государственных органов, потребительским экстремизмом и другими рисками. В первой части мы рассказали про реквизиты компании, политику обработки персональных данных и согласия. Сегодня мы разбираемся с публичной офертой: что это и зачем она, какие бывают виды и как её правильно составить.

Что должно быть у вас на сайте. Часть 2: что такое оферта и зачем она нужна вашему бизнесу

Статью подготовил:

Степан Соловьев
Юрист AG-LEGAL

Содержание:

Что такое оферта

Согласно статье 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно, и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Звучит сложно, правда? Давайте разбираться. Простыми словами, оферта – это предложение заключить договор на тех условиях, которые указаны в этой оферте.

Например, вы разработали сервис, доступ к которому вы хотите продавать. Чтобы предоставлять доступ к сервису за плату, вам нужно заключить с пользователем соответствующий договор. Вы можете заключать новый договор с каждым новым пользователем, но это существенно увеличивает издержки, отнимает много времени и ресурсов. Гораздо проще использовать размещенную на сайте публичную оферту, в соответствие с которой будут проходить все сделки.

В этом случае не нужно будет для каждого пользователя составлять новый договор. Пользователь перед приобретением доступа ознакамливается с офертой и, если его всё устраивает, он её акцептует (то есть принимает) и получает доступ к вашему сервису. А вы получаете плату. Это намного проще и быстрее, потому что пользователь не сможет вносить какие-то поправки в оферту, а вам не нужно тратить время на их согласование.

Получается, оферта и договор – не одно и то же? Да, всё так. Оферта предлагает заключить сделку, а договор – уже действующее, принятое соглашение. Грубо говоря, если вы используете оферту, то договором она станет только после акцепта. Кстати, о том, что такое акцепт, какие бывают виды акцептов и как его правильно собирать, мы поговорим в следующей статье.

Важно понимать, что оферты могут быть самыми разными: совсем необязательно, чтобы она описывала отношения купли-продажи. Например, наша команда составляла оферты на заключение лицензионного и даже агентского договоров, что особенно актуально для ИТ-бизнеса. Важнейшее преимущество оферты в её разнообразии и универсальности.

А зачем нужна оферта? Обязательно ли её размещать?

Обязательно размещать оферту нужно только если вы продаёте товары в розницу через интернет (пункт 14 Правил продажи товаров). Например, продаёте мягкие игрушки. Если продавать эти игрушки на сайте без оферты – есть риск получить штраф до 40 000 рублей (статья 14.5 КоАП РФ).

В остальном закон не обязывает составлять и размещать оферту. Но мы, как и многие другие юристы, рекомендуем размещать оферту на всех сайтах, где имеет место какая-либо сделка. А зачем?

Во-первых, как мы писали выше, оферта помогает экономить ресурсы бизнеса. Вам не нужно вести переговоры и согласовывать условия сделки, обмениваться с контрагентом разными версиями договоров. Как только клиент акцептует оферту (принимает её), сделка считается заключённой, а значит можно приступать к исполнению обязательств.

Во-вторых, оферта может защитить от потребительского экстремизма. Если в оферте будет понятное и подробное описание вашего продукта/услуги, прописаны сроки, условия и порядок оплаты, доставки, возврата, у недобросовестного клиента будет меньше возможностей для манипуляций. Более того, если оферта правда составлена без изъянов, то суды в спорах, как правило, встают на сторону бизнеса.

Именно поэтому, кстати, важно не использовать типовые формы из интернета. Доверьте составление оферты юристу, который проанализирует ваш бизнес, учтет все тонкости и нюансы. Оферта для ИТ-бизнеса – это документ не только про условия договора, но и про то, как работает сервис. Без детального изучения сервиса подготовить качественную оферту попросту невозможно.

В-третьих, важным преимуществом оферты является простота её изменения. При работе по классическим договорам внесение изменений – не самый быстрый и лёгкий процесс. Каждую поправку нужно согласовывать с контрагентом и оформлять её в виде дополнительного соглашения. Это тоже занимает много ресурсов. Если вы используете оферту, то вам достаточно опубликовать новую редакцию на сайте. Самое главное – не забудьте в тексте прописать порядок ознакомления клиента с изменениями.

В общем, оферта – настоящее спасение для всех тех, кто ведет свой бизнес через интернет. Она может стать для вас простым, универсальным и эффективным инструментом.

Какие бывают оферты, и что выбрать для своего бизнеса?

Оферты можно разделить на два вида: публичные и непубличные.

Публичная оферта, как следует из названия, размещается в открытом доступе и адресована всем заинтересованным лицам. Например, вы создали сервис, благодаря которому пользователь может выбрать ресторан и забронировать в нём столик. В таком случае вы заинтересованы в том, чтобы сервисом пользовалось как можно большее количество людей. Поэтому оферта – публичная, без ограничений. Принимают её все, кто заинтересованы в использовании вашего сервиса.

Кстати, в целях развития бизнеса и привлечения клиентов, всё больше компаний используют программы лояльности и рекламные акции. Для прозрачности и юридической обоснованности подробные условия проводимых акций необходимо также оформлять в виде оферты. Это делается для того, чтобы расширить клиентскую аудиторию.

Непубличная оферта направляется конкретному лицу, её нельзя увидеть в открытом доступе. Разберём пример с сервисом для ресторанов, который приводили выше. Чтобы на вашем сервисе с поиском ресторанов и бронированием столиков были сами рестораны – вы должны об этом с ними договориться. В таком случае вы направляете непубличную оферту конкретным заведениям. А если они её акцептуют, то вы сможете разместить эти рестораны на своём сервисе и сотрудничать с ними. При этом те заведения, которым вы оферту не отправили, не смогут её никак принять, не смогут вступить с вами в отношения и как-то претендовать на размещение в вашем сервисе.

Таким образом, выбор вида оферты и её текста зависит исключительно от целей и особенностей вашего бизнеса. Из наших примеров можно увидеть, что для одного сервиса может существовать сразу несколько оферт разных видов.

Пользовательское соглашение и оферта – в чём разница

Пользовательское соглашение – это договор, который регулирует отношения между владельцем сервиса и пользователями этого сервиса: устанавливает права и обязанности владельца и пользователей, связанные с использованием сервиса.

Пользовательское соглашение и оферта – не одно и то же. Оферта – это способ заключения договора. В то время как пользовательское соглашение – разновидность договора.

При этом эти понятия могут быть связаны между собой. То есть пользовательское соглашение можно заключить посредством оферты. Всё дело в том, что, как правило, различные сервисы ориентированы на неограниченный круг лиц, а потому владельцы сервисов адресуют пользователям публичную оферту на заключение пользовательского соглашения. При этом такая оферта может содержать в себе не только пользовательское соглашение, но и иные условия.

Например, сервис может выступать исполнителем услуги, не связанных с использованием сервиса (например, маркетплейс). Наряду с офертой на заключение пользовательского соглашения есть также оферта на заключение какого-либо ещё договора (например, на заключение договора купли-продажи товара).

Когда оферта не подходит

Несмотря на то, что мы считаем оферту хорошим инструментов и рекомендуем её использовать, не всегда она может подойти. Вот три основные ситуации, в которых оферту использовать нельзя:

  • Если условия оказания вашей услуги зависят от конкретного клиента. В таком случае просто невозможно написать оферту. Условия будут постоянно меняются, а значит главное преимущество оферты просто будет утрачено.
  • Если договор должен быть заверен у нотариуса, заключить его через оферту также не получится.
  • Если вы не уверены, что точно сможете оказать услугу всем заинтересованным клиентам. Оферту, которую принял клиент, нельзя не выполнить или изменить в ней условия.

Как правильно составить оферту

В оферте должны быть согласованы её существенные условия, которыми, согласно закону, являются:

  • условия о предмете договора, то есть о чём заключается договор: что продаётся и что покупается, на каких условиях и так далее;
  • условия, необходимые для заключения договора, в соответствии с требованиями закона или другого правового акта, то есть условия, включение в договор которых обязательно по закону;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В оферте также нужно указать:

  • информацию о компании, которая продает товар или оказывает услугу;
  • ограничения для клиентов, то есть должен быть чётко ограничен круг лиц, которым адресуется оферта. Например, если ваши услуги подходят только для физических лиц, это нужно указать;
  • информация о товаре или услуге, то есть описание того, что вы продаете;
  • условия акцепта оферты, чтобы клиент мог понять, какое действие приведет к акцепту, а значит и к заключению договора;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

Эти условия – типовые, и указывать их нужно вне зависимости от вида товара/услуги. Но на этом они, конечно, не заканчиваются. Положения конкретной оферты зависят от особенностей бизнеса, сервиса, товаров/услуг и клиентов.

Выводы:

В итоге оферта – один из самых эффективных юридических механизмов ведения бизнеса в интернете в современных условиях. Она обладает рядом существенных преимуществ и помогает значительно разгрузить бизнес.

Но грамотную оферту, которая действительно будет защищать бизнес и приносить ему прибыль, не получится скачать из интернета или составить по типовым образцам и шаблонам. Всегда обращайтесь к профессиональным юристам, которые составят документы, отвечающие потребностям вашей компании.

А в следующей части мы подробнее расскажем про акцепт, способы его подтверждения, а также разберем нормативную базу и судебную практику.

44
Начать дискуссию