Как прекратить дело о банкротстве

Не будем долго рассказывать про то, что всё конечно и что у любого явления в природе есть свой срок. Вы пришли сюда явно не рассуждать над философскими вопросами, а скорее всего решать конкретные задачи.

В этой статье мы рассмотрим несколько ситуаций, когда вы должны денег, а отдавать их не можется (или не хочется) – при этом, исходя из нашего опыта, есть несколько вариантов, в какой ситуации может возникнуть потребность в получении подобных знаний – от ситуации, где проблемы только маячат на горизонте до ситуации, где всё уже в глубоком банкротстве и остается лишь справляться с последствиями.

Многие неравнодушные к бизнесу люди твердят, что в России отсутствуют реабилитационные механизмы, направленные на восстановление платежеспособности компаний, которые попали в тяжелую финансовую ситуацию, особенно когда речь заходит про банкротство.

Одним из доводов таких людей часто является ссылка на статистику Верховного суда, в соответствии с которой доля реабилитационных процедур (финансовое оздоровление и внешнее управление) составляет какие-то смехотворные цифры.

Следующим доводом сторонников этой теории является то, что законодатель не предпринимает попыток ввести различные правовые механизмы, позволяющие либо предупреждать банкротство, либо выходить из этой процедуры, если дело о банкротстве уже возбуждено.

Мы с такой точкой зрения не согласны по нескольким причинам:

1. Если смотреть статистический бюллетень Верховного суда, то ситуация реально выглядит удручающе:

Финансовое оздоровление (процедура при которой кредиторы утверждают план для должника, что ему делать и как гасить имеющиеся долги) - 8 дел в год.

Внешнее управление (процедура при которой кредиторы через утвержденного арбитражного управляющего реализуют план по зарабатыванию денег для погашения долгов) - 83 дела в год.

На фоне общего количества процедур наблюдения (7 442 дел) и конкурсного производства (7 384 дел) цифры по реабилитационным процедурам действительно выглядят смехотворно.

Но на наш взгляд делать выводы о реальной реабилитации и предупреждении банкротства на основании информации о количестве реабилитационных процедур – это тоже самое что рассуждать о количестве приговоренных к уголовной ответственности по количеству оправдательных приговоров.

Действительно, в России лишь 0,15% приговоров являются оправдательными.

Однако эта цифра не означает, что 99,85% людей, на которых когда-либо подали заявление в полицию, были привлечены к уголовной ответственности – просто по большой части уголовных дел органы отказываются возбуждать уголовные дела, часть дел прекращается на этапе следствия, другая часть дел не утверждается в прокуратуре.

Вот и получается, что в суде рассматривается лишь малый процент от уголовных дел, когда-либо возбужденных (или не возбужденных). А вот тут конечно. Из тех дел, которые дошли до суда, процент оправдательных приговоров составляет лишь 1,1% – цифра кажется маленькой. Особенно если не знать контекста и принять во внимание тот факт, что публичной статистики по количеству дел, которые не дошли до суда, просто нет.

Точно такая же ситуация с долгами и банкротством.

Никто не ведёт статистику, какой процент кредиторов сделал публикацию о намерении обратиться с заявлением о банкротстве и потом все-таки пошел с заявлением о банкротстве.

Никто не ведет статистику, какой процент дел о банкротстве был прекращен на этапе после подачи заявления о банкротстве и до введения процедуры банкротства.

Никто не ведет точную статистику, какой процент уже возбужденных дел о банкротстве был прекращен по основанию погашения всех требований кредиторов.

Ну и самое главное – никто не ведет статистику, сколько требований кредиторов было погашено путем заключения договоров цессии (это когда близкие должнику лица выкупают у наиболее активных кредиторов права требования).

Вот и получается, что на поверхности у нас 0,01% реабилитационных процедур, и 4,2% - средний процент погашения требований незалоговых кредиторов в процедурах банкротства юр. лиц.

В целом ничего нового – статистика.

2. На самом деле в России существуют механизмы предупреждения банкротства. Более того, мы в компании с ними часто сталкиваемся, когда взыскиваем долги – механизмы эти очень простые, но очень действенны.

Речь идет, например, об обязательной публикации сообщения о намерении обратиться с заявлением о введении процедуры банкротства. Такая публикация делается в публичном электронном реестре ЕФРСДЮЛ минимум за 14 дней до предполагаемой даты обращения в суд. Кстати, такая обязанность появилась только в 2017 году.

И еще, порядка 30% долгов наших клиентов мы взыскали на этой стадии – то есть до возбуждения дела о банкротстве.

Это всё к доводам людей, которые утверждают что механизмов, предупреждающих банкротство, в России нет и законодатель по этому вопросу не чешется. Чешется, не переживайте.

Дело тут немного в другом.

Факт в том, что механизмы, предупреждающие банкротство, в России точно есть – от медиации и третейских судов до обязательного претензионного порядка и публикаций на ЕФРСБ.

Весь вопрос в том, что в законе в качестве таковых они прямо не поименованы. А вот те, которые прямо поименованы, по факту являются очень сложными и запутанными с точки зрения реализации, поэтому к ним прибегают крайне редко, но (похвастаюсь), мы провели 7 процедур финансового оздоровления и 2 процедуры внешнего управления, так процедуры работают, но по факту их используют для чего угодно, кроме восстановления платежеспособности.

А теперь кратко пройдемся по каждой ситуации и дадим конкретные советы, что делать.

Так, сейчас будет фраза, которую говорят все юристы, но которая не всегда правдива.

«Каждый случай индивидуален. Реально»

Фраза выше тут не для красного словца и не для повышения позиций нашего сайта в поисковой выдаче Яндекса.

Для разработки решения под каждый случай нужна объективная (!) оценка следующих обстоятельств:

1. Какое имущественное положение у компании и у контролирующих компанию лиц на текущий момент

2. Какое имущественное положение у компании и у контролирующих компанию лиц за последние 3 года

3. Состав, настроения, ресурсы и финансовое состояние кредиторов

4. Какие есть риски в возможной процедуре банкротства – оспаривание сделок, субсидиарная ответственность, взыскание убытков и кто из контролирующих лиц при этом может пострадать, ведь влететь может не только директор и участник общества, но и. скрытый бенефициар, а также компания, созданная взамен старой или вообще лицо, которое получило выгоду от сделок банкрота

Но если говорит кратко и с огромным количеством поправок и «но», то кратко можно дать следующие рекомендации.

Если банкротством еще и не пахнет, но проблемы уже есть:

1. Всегда будьте на связи с кредиторами, предлагайте им договориться, направляйте планы реструктуризации и письма с просьбами пересмотреть условия ввиду сложившейся ситуации

2. Трезво посмотрите на ситуацию. Сядьте и напишите, сколько компания должна на текущий момент, с кем можно договориться и реально оцените, кто может пойти на уступки, а кто уже наелся завтраков и ждёт обеда.

3. Нарисуйте антикризисный план – от чего можно отказаться, чтобы сэкономить, что можно продать и самое главное – какие доходы ожидаются в ближайшие 3-12 месяцев (в зависимости от специфики и масштабов бизнеса).

4. Если по результатам простых подсчетов станет ясно, что все манипуляции лишь дают короткую отсрочку, а приходящими деньгами будут затыкаться очередные финансовые дыры, подумайте, может быть вы занимаетесь спасением утопшего и пора действовать в направлении того, чтобы красиво уйти, а не героически погибнуть?

Если процедура банкротства еще не введена, то:

1. В случае, если вы поняли, что есть реальные шансы выбраться, то надо решать вопросы по мере их поступления – погашать наиболее активных кредиторов до того, как они подадут заявление о банкротстве, то есть выходить с ними на связь сразу после публикации на ЕФРСДЮЛ (там можно поставить мониторинг).

2. Если заявление о банкротстве уже подано, то надо договариваться с тем, кто первый подал заявление о банкротстве (заявителем по делу о банкротстве). Если заявителей несколько, то держать связь со всеми.

Если процедура банкротства уже введена, то:

1. Выявите наиболее активных кредиторов и начните переговоры до того, как они начали активные действия.

2. Важно понимать, что возбужденное дело о банкротстве можно прекратить, даже если введена конкретная процедура банкротства. Сложно, но возможно. Мы такое несколько раз делали.

3. Если кредиторы уже успешно реализовали планы по взысканию денег, то лучше договориться с ними до того, как даже пассивные кредиторы станут активными.

4. Если активных кредиторов не выявлено, то установите контакт с арбитражным управляющим и каждую неделю смотрите карточку дела о банкротстве на предмет необоснованных требований, сделок, СО и убытков. Также обязательно проверяйте почтовый ящик – туда могут приходить важные заявления и судебные документы.

5. В случае, если кредиторы подобрались уже слишком близко, можно рассмотреть мировое соглашение как способ прекращения обязательств с дисконтом и отсрочкой/рассрочкой.

Начать дискуссию