Как оформить юридически предоставление платной подписки на Telegram-канал?

Привет, я — Александра, юрист для онлайн-бизнеса и сегодня на примере своего [кейса] расскажу о том, что нужно в обязательном порядке сделать всем владельцам Telegram-каналов с платным доступом.

Первое. Определиться с будущим наполнением канала и порядком взаимодействия с его участниками после приобретения доступа.

Это важно, поскольку данная информация напрямую влияет на выбор правильного вида договора, который необходимо будет использовать для оформления правоотношений между:

— лицом, которое предоставляет доступ к каналу

— и лицом, которое приобретает доступ к каналу.

Ниже несколько видов договоров, которые чаще всего используют для каналов с платным доступом:

№ 1. Лицензионный договор. Подойдёт в том случае, если в вашем канале будут публиковаться какие-то авторские материалы [например, видео, текстовые, аудио-материалы] без обратной связи, то есть с вашей стороны будет отсутствовать предоставление как таковых услуг.

№ 2. Договор оказания услуг. Подойдёт в том случае, если через канал вы будете предоставлять исключительно какие-то услуги [например, проводить эфиры, отвечать на вопросы, делать разборы и т. п].

№ 3. Смешанный договор [лицензия + услуги]. Подойдёт в том случае, если приобретая доступ к каналу его участник будет получать, как какие-то авторские материалы, так и ваши услуги.

[!] Важный момент. Конкретный вид договора, который подойдёт под ваш Telegram-канал сможет определить только юрист после детального брифа.

В моём [кейсе] мы выбрали лицензионный, поскольку были следующие вводные данные:

1. Через канал предоставлялся доступ к 8 заранее созданным и определённым авторским материалам на тему правильного ухода за кожей головы и волос.

2. Доступ предоставлялся на 1 месяц, а после закрывался без дальнейшего продления подписки.

3. Доступ не предполагал ответов на комментарии, направление и проверку заданий по материалам, проведение эфиров.

Второе. С учётом выбранного вида договора разработать публичную оферту.

Когда мы говорим о подписке на канал, вероятнее всего, речь идёт о какой-то массовой истории и физически подписывать договор с каждым участником будет не очень-то удобно.

Именно поэтому в данном случае идеально подойдёт публичная оферта [предложение заключить договор с любым, кто отзовётся], условия которой принимаются [= заключение договора] указанным в ней способом [например, оплата или нажатие на кнопку в чат-боте].

То есть при её использовании договор заключается с каждым участником канала не путём подписания, а иным — более простым, быстрым и удобным способом.

В данном документе вам необходимо подробным образом прописать условия, на которых вы готовы заключить договор и предоставить доступ к каналу. Нюансов огромное количество. В частности, особое внимание я рекомендую обратить на следующие моменты:

№ 1. Предмет договора.

Если у вас оферта на заключение лицензионного договора, то в обязательном порядке следует прописать:

— либо конкретный перечень материалов, доступ к которым будет предоставляться [на мой взгляд, самый безопасный вариант]

— либо тему, на которую будут предоставляться материалы

— либо указание на то, где [если не в самой оферте или приложениям к ней] можно будет ознакомиться с перечнем материалов до оплаты [например, в чат-боте, через который идёт прогрев / оплата]

а также способы, срок и территорию использования, а то многие юристы почему-то забывают, что это важнейшие условия данного вида договора.

Если у вас оферта на заключение договора оказания услуг, то в обязательном порядке следует прописать конкретный перечень и объём услуг.

В моём [кейсе] мы сделали приложение к оферте, в котором указали: тему, перечень и стоимость каждого отдельного материала для целей исчисления суммы к возврату, если кто-то захочет отказаться, получив часть материалов:

Как оформить юридически предоставление платной подписки на Telegram-канал?

№ 2. Финансовые условия и порядок расчётов.

Условия данного раздела у каждого могут очень сильно отличаться и зависеть от ответов на ряд вопросов, например:

— сколько способов оплаты подписки у вас есть

— через какой сервис или платёжную систему происходит оплата

— есть ли у вас продление подписки

— есть ли у вас автоматическое списание денежных средств по подписке

— есть ли у вас скидка, если участник канала приобретает доступ не на 1, а сразу 3 / 6/ 12 месяцев

— кто платит % банку или посреднику, если участник приобретает подписку по рассрочке или в кредит

— если у вас смешанный договор [лицензия + услуги], то как между собой делится стоимость подписки, то есть сколько стоят материалы, а сколько стоят ваши услуги

— и иные вопросы.

Как вы поняли, просто написать, что "участник канала обязан вносить платёж по подписке, чтобы иметь доступ к каналу" — недостаточно!

Одна из основных целей публичной оферты — это закрыть разного рода риски и понять, как действовать в случае возникновения спорной ситуации.

Наличие в оферте развёрнутых ответов на вопросы выше, которые будут переводы на грамотный юридический язык, а не шаблонных фраз, позволит достигнуть этой цели и чувствовать себя максимально безопасно.

№ 3. Порядок предоставления материалов и [или] оказания услуг.

Условия данного раздела также у каждого могут очень сильно отличаться и зависеть от ответов на ряд вопросов, например:

— как предоставляется доступ к материалам — сразу или постепенно

— в какие сроки предоставляется каждый из видов услуг

— в каком порядке принимается каждый из видов услуг

— могут ли привлекаться третьи лица

И это лишь малая часть положений, на которые важно обратить внимание при разработке данного документа …

Третье. Определиться с тем, какие персональные данные участников канала вам необходимы для предоставления доступа и в каком порядке они будут собираться и в дальнейшем обрабатываться.

Это важно, поскольку данная информация напрямую будет влиять на содержание документов по перс. данным.

[!] Важный момент. Документов, которые будут не просто висеть в чат-боте или канале, а отвечать требования закона = содержать все необходимые положения. Именно для этого я всегда провожу детальный бриф.

Четвёртое. С учётом информации, полученной в третьем пункте, разработать документы по перс. данным.

Чаще всего для каналов разрабатываются следующие документы:

№ 1. Политика обработки перс. данных. Необходима, если вы каким-либо образом собираете и используете перс. данные физических лиц. Она будет описывать всё то, что вы делаете с полученными перс. данными:

— как получаете

— для каких целей используете

— где храните

— сколько храните

— какие третьи лица имеют к ним доступ

— как забрать свои перс. данные

— и многое иное

№ 2. Согласие на обработку перс. данных. Необходимо, если вы каким-либо образом собираете и используете перс. данные физических лиц без заключения договора одновременно со сбором данных.

Например, если в вашей воронке по продаже подписки на канал есть этап, когда вы получаете перс. данные, чтобы отправить бесплатный материал, то такое согласие точно потребуется.

В моём [кейсе] как раз-таки был такой этап, поэтому, прежде всего, мы организовали всё так, что:

1. Сначала посетитель через чат-бота предоставлял своё согласие на обработку перс. данных и имел возможность ознакомиться со всеми необходимыми документами.

2. После владелец канала через чат-бота правомерно использовал его перс. данные, в том числе для направления обещанного бесплатного материала.

№ 3. Согласие на информационную и рекламную рассылку. Необходимо, если вы планируете делать физическим лицам, перс. данные которых получили рассылки рекламного характера. Например, рассылка об акциях, скидках, новых предложениях и т. п.

Пятое. Определиться с путём потенциального участника канала с момента попадания в вашу воронку продаж и до покупки доступа к каналу. После организовать этот путь с учётом необходимости ознакомления и согласия с юридическими документами.

Большая ошибка многих владельцев каналов, которые разработали для приобретения подписки юридические документы, состоит в том, что документы есть, а вот правильной процедуры по их принятию участниками канала нет. Как следствие, толку от документов ноль, потому что никто с ним не соглашался.

В моём [кейсе] у клиента была воронка, которая состояла из нескольких этапов, а именно:

1. Сначала потенциальный участник канала попадал в чат-бот.

2. Далее в этом чат-боте был небольшой прогрев.

3. Далее через чат-бота можно было получить бесплатный видео-материал.

4. Далее через чат-бота с переходом на платёжную систему можно было приобрести доступ к платному каналу.

5. После оплаты на эл. почту приходил доступ к платному каналу.

Проанализировав весь путь потенциального участника канала я разработала для своего клиента рекомендации по размещению документов в чат-боте с визуальными картинками [которые он просто передал техническому специалисту без необходимости самому ему что-то объяснять], а после проверила правильность их исполнения.

Как оформить юридически предоставление платной подписки на Telegram-канал?

Кроме того, мы в обязательном порядке проверили, как отображается согласие конкретного пользователя или нажатие конкретным пользователем на кнопки в чат-боте в административной части чат-бота. Нам было важно понять, фиксируются ли активные действия посетителя чат-бота, чтобы в последующем к владельцу канала не было претензий "А я не видел оферту", "Я не знакомился ни с какой офертой", "Я не разрешал использовать свои перс. данные" и т. п.

Поэтому при использовании для продаж доступа к каналу чат-бота обязательно проверяйте фиксирует ли чат-бот активные действия его посетителей по нажатию кнопок. Это позволит вам иметь доказательства ознакомления и согласия с документами.

Как вы могли заметить, нюансов, действительно, огромное количество!

Если вы хотите запустить Telegram-канал с платным доступом и сделать всё юридически правильно, то самое время написать автору поста через мессенджер Telegram или электронную почту ab.law@yandex.ru.

Александра Бухольцева
Юрист для онлайн-бизнеса, digital-агентств и авторов.

Больше пользы и интересных постов в моём Telegram-канале. Подпишись, чтобы не потерять полезный контакт!

44
2 комментария

А разве лицензия / лицензионный договор и оферта - это не один и тот же документ типа такого? https://www.advokatorium.com/ru/knowledge/obrazets-polzovatelskogo-soglasheniya-dlya-sayta

Классная статья.. а как быть если у Телеграм бота открыт весь функционал в течении месяца, а потом надо оплачивать подписку? Разве нужен договор на такого вида услугу? Я как самозанятый оплату принял, чек отдал, человек доступ получил. Бот
https://t.me/AvandyNewsBot