Почему исключили запрет организации обращения из «Закона о майнинге»?

Всем доброго времени суток! Сегодня хотелось бы затронуть тему нашумевшего «Закона о майнинге». Как известно, 26 июля в обсуждаемый законопроект были внесены важные поправки, касающиеся, в том числе, запрета организации обращения криптовалюты на территории Российской Федерации. К счастью, итоговая редакция, направленная на рассмотрение Советом Федерации, указанную норму в себе не содержит.

Хотелось бы сразу разъяснить, что вне юридического сообщества имело место расхожее заблуждение. Несмотря на то, что организация обращения криптовалюты и обращение криптовалюты — понятия нетождественные, многими указанная норма была воспринята именно как запрет обращения (то есть запрет совершения сделок с криптовалютой) на всей территории РФ.

Так какие же общественные отношения должна была регулировать данная норма?

Для ответа на данный вопрос необходимо понимание указанной терминологии. В сущности, организация обращения — это деятельность, направленная на создание условий, позволяющих проводить операции (совершать сделки) с криптовалютой (а не само проведение сделок с криптой). Но в таком случае, кто является организаторами обращения? Криптобиржи и криптообменники.

Исходя из этого, ответ на поставленный вопрос очень прост: запрету могла бы подвергнуться деятельность криптобирж и криптообменников на всей территории страны, за исключением, пожалуй, ЭПР-песочниц.

Моё мнение по данному поводу таково: введение подобных запретительных мер имело бы исключительно негативный характер. Согласно отчету ЦБ РФ, уже в 2022 году объём сделок россиян с криптовалютами достигал 5 млрд. долл. США. Полагаю, что сегодня, с развитием рынка, указанная цифра стала значительно выше, поскольку, по данным мегарегулятора, за 2023–2024 годы трафик россиян на сайтах крупнейших криптоплощадок увеличился на 16,4% по сравнению с предшествующими периодами.

Очевидным является также и то, что стремительный рост числа и объёмов криптовалютных транзакций невозможен без участия организаторов обращения в лице бирж и обменников. Таким образом, принятие данной нормы носило бы исключительно негативный характер и способствовало бы переходу данных платформ из «серого» сектора экономики в «теневой» и последующему развитию в указанном направлении.

На мой взгляд, законодатель предпринял самые разумные меры для эффективной адаптации российской экономики к новым финансовым инструментам, исключив данный запрет. Перефразируя выражение классика: не можешь победить — возглавь. Ну а мы продолжаем внимательно следить за развитием ситуации и фиксировать все изменения в этой области.

реклама
разместить
Начать дискуссию