Профилактические визиты контролирующих органов: должны ли о них предупреждать и можно ли от них отказаться?

Положениями Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" профилактический визит не делится на какие-либо виды. Однако, фактически есть разные типы профилактических визитов по разным основаниям и с разным возможным результатом для подконтрольного лица в случае выявления фактов нарушения обязательных требований.

Согласно опросам предпринимателей, контрольно-надзорное давление на бизнес ежегодно снижается.

В 2022 году пятая часть опрошенных Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей (РСПП) компаний называла в числе главных проблем для бизнеса в стране чрезмерное контрольно-надзорное давление. В 2023 году доля таких ответов сократилась на 6%. По итогам 2024 года процент ответивших так, предположительно, сократится еще больше. Либерализация проверочной системы, работа в рамках проектов «Гильотина» дают о себе знать.

Кстати, треть опрошенных РСПП компаний считают ориентацию контрольно-надзорных органов на профилактику наиболее важным для бизнеса направлением развития контрольно-надзорной деятельности. Это подход уже нашел отражение в Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, согласно которой контрольно-надзорные органы должны проводить широкую разъяснительную кампанию, выпуская доступные для понимания руководства по соблюдению обязательных требований, видеоматериалы, проводя консультирования и давая практические советы в рамках профилактических визитов.

Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

В рамках государственного контроля (надзора) является обязательным проведение, в том числе, следующих профилактических мероприятий: объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.

Что же такое профилактический визит и можно ли от него отказаться?

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Профилактический визит проводится в отношении:

- предпринимателей, которые начали осуществлять свою деятельность менее года назад;

- объектов контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Перечни объектов контроля по категориям риска ведутся в едином реестре видов госконтроля и муниципального контроля для каждого вида контроля, где применяются категории риска. Роспотребнадзор запустил сервис по автоматическому поиску информации об объектах, отнесенных к категориям значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска. На сайте Россельхознадзора информацию можно найти в соответствующих файлах.

Профилактический визит может быть предложен органом контроля иным лицам, исходя из его собственной оценки целесообразности принятия профилактических мер. Профилактический визит может быть проведен по инициативе контролируемого лица. До 01 января 2030 обращения о проведении направляются через Госуслуги и рассматриваются в течение 10 рабочих дней.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, способах снижения категории риска, а также о видах и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий в отношении него.

По итогам профилактического визита юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) не могут выдаваться предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Однако, если при проведении профилактического визита установлена угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор обязан направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

О проведении профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом орган государственного контроля (надзора) не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Но не все так однозначно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 было введено понятие «профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения». О проведении такого мероприятия орган контроля также обязан уведомить контролируемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения, но возможности отказаться от такого визита у контролируемого лица нет.

До 2030 года такие «профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения» могут проводиться исключительно по поручению:

- Президента РФ,

- Председателя Правительства РФ,

- Заместителя Председателя Правительства РФ.

Такой тип профилактического визита проводится аналогично стандартному профилактическому визиту, при этом инспектор может осуществить ряд контрольных действий (осмотр, отбор проб, истребование документов, испытания, инструментальное обследование, экспертиза и др.) для оценки степени безопасности объекта контроля.

Если по результатам «профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения» выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В случае, если проведение профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения, оказалось невозможным по причине отсутствия контролируемого лица по месту нахождения, фактическим отсутствием деятельности, или по иным причинам, инспектор составляет акт о невозможности проведения профилактического визита с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения профилактического визита в установленном порядке. Но тогда уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении такого контролируемого лица такого же профилактического визита, однако уже без предварительного уведомления о его проведении.

Сведения о результатах проведения профилактических визитов вносятся в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

На портале Госуслуг есть возможность оценить проведенные профилактические визиты. Можно оценить работу инспектора по шкале от 1 до 10 с учетом компетентности инспектора, понятности и доступности изложенной им информации, а также оценить, реальна ли помощь проведенного визита в соблюдении обязательных требований. Обещается, что полученные оценки будут проанализированы для улучшения работы контрольных (надзорных) органов.

22
Начать дискуссию