{"id":9208,"title":"\u0412 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u0445 \u043d\u0430 vc.ru \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0442\u0438\u043a\u0435\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=9208&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/326527-lyubite-rugat-servisy-vk-etot-tekst-dlya-vas&placeBit=1&hash=032d65c70fe5fc63c371cf935d9281ebe7529d9359ff65d7499233043c93d674","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что предусмотреть в договоре с миноритарным участником ООО

Как известно, ООО — не очень удобная форма юрлица, если в составе есть миноритарий. Разбираемся, что и как можно исправить, и предлагаем проект корпоративного договора. Пригодится фаундерам и бизнес-ангелам.

В продолжение нашей работы над созданием пакета документов для российских стартапов публикуем шаблон корпоративного договора для ООО, который позволит снизить риски участия миноритарных участников в компании. Документ можно скачать в составе базового пакета документов для стартапов у нас на сайте.

Эта статья может быть полезна в первую очередь собственникам бизнеса, которые планируют принять первого внешнего участника — это может быть бизнес-ангел или один из ключевых сотрудников, который получает долю (опцион).

В российских реалиях наличие в каптейбле «чужого человека» встречается достаточно редко. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что в силу законодательства миноритарные участники в ООО имеют серьезные рычаги влияния.

В практике американских стартапов ситуация обратная: к первому серьезному раунду внешнего финансирования в составе акционеров уже может быть человек 15 помимо самих основателей: инвесторы посевной стадии из числа родственников или друзей, различные адвайзеры и ключевые сотрудники.

Такие миноритарии не обладают какими-то значительными корпоративными правами, что позволяет основателям спокойно привлекать таланты и не опасаться, что кто-то из них будет вмешиваться в их детище.

С другой стороны, можно сказать, что инвесторам ранней стадии в США — это также облегчает жизнь, потому что им проще входить в капитал (становиться акционерами): не надо подписывать кучу документов или как-то дополнительно доказывать свою лояльность.

То же касается и получателей опционов из числа ключевых сотрудников: они все получают акции или опционы, которые дают им экономические права. Представьте себе, что каждый микро-акционер Facebook до IPO мог бы заблокировать решение собрания акционеров или совета директоров?

Каптейбл Facebook в 2012 году

Единственный способ снизить риски участия миноритарных участников в ООО — это адаптировать положения корпоративного законодательства. От законодателя этого ждать не приходится (на самом деле в этом и нет необходимости в данном конкретном случае), поэтому нужно делать своими руками. И сделать это можно только путем заключения корпоративного договора (КД) с таким миноритарным участником.

Нет одного решения для всех ситуаций, разумеется, и отношения между участниками всегда отличаются. Тем не менее при принятии миноритария в состав участников ООО есть смысл предусмотреть следующие положения.

Присоединение по единогласным решениям

Федеральный закон «Об ООО» предусматривает ряд вопросов, которые требуют единогласного решения всех участников ООО. Это означает, что участник с долей в 0,1% от уставного капитала имеет право вето по всем таким вопросам.

Да, в большинстве случаев это наиболее серьезные вопросы вроде ликвидации, но почему миноритарий должен иметь возможность это блокировать, если все остальные высказываются «за»?

Чтобы исправить такую ситуацию, можно предусмотреть в корпоративном договоре, что миноритарный участник обязан присоединяться к выбору большинству по всем вопросам, которые требуют единогласного решения. На первый взгляд может показаться несправедливым, но это уже к вопросу о философии демократии.

В предлагаемом шаблоне для инвестора предусматривается ответственность в форме штрафа и возможность выдачи безотзывной доверенности. Это все на усмотрение сторон.

Отказ от преимущественного права

Другая особенность российского законодательства об ООО заключается в том, что каждый участник имеет преимущественное право, если один из других участников решит продать свою долю третьему лицу. Это означает, что если основатели решат продать часть своих долей третьему лицу (например, чтобы пригласить еще одного основателя), то миноритарий может это фактически заблокировать и сам выкупить такие доли.

Это необязательно плохо и вполне справедливо, что у миноритария может быть такое право. Но не во всех контекстах, поэтому лучше продумать этот вопрос заранее. В предлагаемом шаблоне миноритарий отказывается от своего преимущественного права полностью в пользу других основателей.

Присоединения к продаже (drag-along)

Если кто-то слышал про “drag-along rights”, то может дальше не читать; если нет, то суть в следующем.

По общему правилу нельзя принудить человека продать то, что ему принадлежит. Так, если миноритарий не захочет продавать свою долю в уставном капитале, то законодательство не предусматривает механизмов убеждения.

В контексте инвестиционных сделок это чревато тем, что когда основатели захотят полностью продать компанию стратегу и выйти из проекта, они не могут обязать инвестора сделать то же самое, если он откажется это делать. Это может сорвать всю сделку, потому что такой инвестор хочет 100% компании, а не ее часть.

Чтобы избежать такой ситуации, в корпоративном договоре можно предусмотреть так называемые drag-along right, или право требовать совместной продажи. Если участники, имеющие больше 50% в уставном капитале, решат полностью продать бизнес третьему лицу, они могут обязать миноритария присоединиться к такой сделкой на тех же условиях.

Ограничения на конкуренцию и конфиденциальность

По российскому корпоративному законодательству (как и везде в мире, в принципе) у руководителей компании есть обязанность действовать разумно и добросовестно в интересах общества (п. 1 ст. 44 ФЗ «Об ООО») — это так называемые фидуциарные обязанности. Аналогичная обязанность есть в какой-то степени и у мажоритарных участников (п. 3 ст. 67.3 ГК РФ и судебная практика).

Однако миноритарный участник никаких дополнительных обязанностей к обществу и другим участникам по умолчанию не несет. Лучше это также поправить в корпоративном договоре и предусмотреть для миноритария ограничения на ведение конкурирующей деятельности и обязательства по конфиденциальности. По крайней мере, это то, чего ожидают друг от друга партнеры в любом начинании.

С ростом бизнеса появление миноритариев в составе участников ООО практически неизбежно. Чтобы снизить риски, нужно подписывать корпоративный договор и учитывать, как минимум, приведенные выше положения.

Шаблон корпоративного договора доступен для скачивания здесь. В следующей статье мы расскажем, как делать опционные программы для ключевых сотрудников в российском правовом поле.

P.S. Если вы юрист и читаете эту статью, то смело высказывайте свою критику и сомнения.

Другие материалы по теме:

Авторы — Роман Бузько, Егор Ларичкин и Даниил Одуд из Buzko Legal, где они консультируют стартапы и инвесторов по вопросам российского и американского права.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку

"Если участники, имеющие больше 50% в уставном капитале, решат полностью продать бизнес третьему лицу, они могут обязать миноритария присоединиться к такой сделкой на тех же условиях." - получается лайфхак: можно создать 3е юрлицо и имея 50+% продать бизнес за условный рубль и выкинуть из бизнеса ставшего ненужным миноритария.

2

Здравствуйте,
Для НКО этот момент сильно отличается ?

0
Удивленный звук

Как небо и земля, потому что в НКО, как правило, нет собственников капитала. Только четвёртый пункт применим. 

1

По таким корпдоговорам инвестор, выходит, вкинет бабок и превратится в безвольное животное, безропотно следующее любому капризу гиков-стартаперов. Ликвидация, продажа третьему лицу - по-моему, вполне справедливо, если инвестор будет иметь влияние на эти вопросы, а не наоборот. Задача команды - инвестору денег заработать, а не либо кинуть его при первом удобном случае, продав компанию непонять кому на своих условиях и не спрашивая инвестора, либо развалить компанию, потому что дримтим изволили утомиться и возжелали ликвидации, просрав инвестиции на рекламу в инстаграме и смузи.

Но статья интересная, спасибо.

0

Т.е. это такой российский SHA? Это реально работает? Есть судебная практика?

0
Читать все 5 комментариев
Как столярная мастерская из Рязани начала продавать товары по всему миру

И прошла путь от мебели ручной работы к деревянным игрушкам.

Точка добавила вебхуки в API

Клиенты смогут получать моментальные уведомления о своём бизнесе.

Российская сеть магазинов одежды Gloria Jeans запланировала выйти на рынки Европы и США — «Ведомости» Статьи редакции

Компания планировала выйти на зарубежные рынки ещё в 2018 году, но тогда она отставала в развитии онлайн-бизнеса, считает эксперт.

Первый митап Почтатеха по разработке интерфейсов

Почтатех собирает фронтендеров, дизайнеров, продактов и всех, кто занимается проектированием и разработкой интерфейсов в 2021 году, на первый онлайн митап от Почтатех. Кому лень читать после ката, сразу регистрируйтесь тут.

Весь кофе подорожает, капучино за 250 рублей будет нормой: почему рынок штормит не первый месяц и чего ждать в 2022 году Статьи редакции

Основные причины — проблемы у ключевых стран-экспортёров и подорожание морских перевозок.

TikTok-блогер Yan Dilan снимет клип на песню «Детство»

Блогер, рэпер, продюсер, актер, сценарист, участник Высшей лиги КВН и сторителлер Артур Диланян, ставший популярным в социальных сетях под псевдонимом Yan Dilan, привлекает инвестиции на съемки видеоклипа на новую песню «Детство» с помощью инструмента краудлендинга.

АФК «Система» запустит в космос около 100 спутников в течение двух лет Статьи редакции

Компания планирует развивать сервис спутникового интернета.

«Яндекс любит предпринимателей — они понимают стоимость ресурсов». Как построить стартап внутри корпорации

Подкаст «Бизнес, роботы мечты» — это клуб предпринимателей, где помогут, если что-то идёт не так; покажут новую цель, если застопорился.

Как считать рентабельность проектов в агентстве — вплоть до каждой задачи

Мы сделали автоматический отчет, который показывает, насколько эффективно сотрудники тратят рабочее время и что именно влияет на маржинальность проектов и прибыль бизнеса.

Как выглядит отчет — можете перейти по ссылке и изучить все его возможности
Обучение сотрудников: кому на самом деле это нужно

Корпоративное обучение усложняется и обрастает противоречиями, специалисты в L&D пока что выруливают из них, но для многих будущее – за самообразованием.

Закон о защите авторских прав: особенности применения в интернете

Расскажем, что относится к объектам авторского права и как защититься от злоумышленников в интернете.

null