Отмена обязательного лицензирования энергосбытовой деятельности

Могут ли участники энергосбытового рынка больше не опасаться оказаться вне закона, если не получат лицензию до 1 июля 2020 года? Ответ на этот вопрос утвердительный – получение лицензии на энергосбытовую деятельность не потребуется. Разберём ситуацию подробнее.

На сегодняшний день в число регулирующих энергосбытовую деятельность нормативно-правовых актов входят: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Приказ Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 № 186 «О единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций» и Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии».

Для начала уточним значение таких понятий как «энергосбытовая деятельность», «потребители электрической энергии», «энергосбытовые организации», «гарантирующий поставщик».

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

- «энергосбытовая деятельность - деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

- потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

- энергосбытовые организации - организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;

- гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию».

В ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ещё в 2017 году Федеральным законом от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» были внесены поправки, предусматривающие необходимость обязательного лицензирования энергосбытовой деятельности.

В целях исполнения ФЗ № 35-ФЗ 18 мая 2018 года Минэнерго России (именно этот государственный орган был определён в данном случае как лицензирующий) создало специальный Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности и подготовило проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности», утверждающий Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности.

В Положении прописан порядок подачи заявлений и документов для получения лицензии, указаны лицензионные требования, утвержден перечень необходимых для предоставления документов, определены сроки рассмотрения заявления и выдачи лицензии, а также основания, по которым может быть отказано в выдаче. Также прописан порядок осуществления лицензионного контроля и случаи, в которых действие лицензии прекращается. В Положении сформулированы Правила создания и деятельности комиссии по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности и Требования к организации обслуживания потребителей электрической энергии.

Какие цели преследовало Минэнерго, внося предложение об обязательном лицензировании этого вида деятельности?

Очевидно, что главной целью было усиление контроля платёжной дисциплины, так как долги гарантирующих поставщиков и энергосбытовых кампаний имеют тенденцию к постоянному росту, а случаи банкротства далеко не редки. Таким образом, с введением лицензирования, рынок должны были покинуть крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом.

Немаловажной задачей так же было обеспечение контроля качества предоставляемых потребителям услуг.

Несмотря на благие намерения, это спорное предложение Минэнерго не нашло однозначной поддержки ни среди экспертов, ни среди представителей промышленного комплекса.

По общему мнению, отрасль регламентирована в достаточной степени и цели лицензирования достижимы в рамках существующей системы контроля. Мера лицензирования была направлена по большому счёту на слабых участников рынка для снижения объёма растущих неплатежей. Однако оборотной стороной медали мог бы стать резкий рост ограниченного числа участников, зачастую аффилированных государством.

Ожидается, что отмена лицензирования может привести к росту задолженностей, но положительным фактором станет повышение конкуренции и приостановление процесса укрупнения отдельных сильных участников.

Несмотря на то, что Закон был принят в 2017 году, его введение в действие постоянно откладывалось, так как проект Постановления не был утверждён. В итоге Департамент информировал о том, что принято решение лицензирование в практику не вводить. Объясняется это тем, что из-за нестабильной общей экономической ситуации в России и мире в связи с пандемией коронавирусной инфекции, Правительством прорабатывается план поддержки экономики, малого и среднего бизнеса. По этой причине федеральным органам исполнительной власти даны поручения приостановить плановые проверки, а также дано поручение Минэнерго России о необходимости подготовки проектов нормативных правовых актов для отмены лицензирования энергосбытовой деятельности. Проекты будут внесены и представлены на общественное обсуждение в установленном порядке.

Таким образом можно быть уверенными, что осуществлять энергосбытовую деятельность после 1 июля 2020 года, не имея лицензии, будет возможно и это не станет нарушением.

Однако контролировать энергосбытовую сферу будут по-прежнему строго. Минэнерго России работает над поиском новых эффективных способов для проведения мониторинга финансово-экономического состояния энергосбытовых кампаний и расчётов внутри энергетического комплекса в целом. Новые меры будут применяться на постоянной основе после нормализации сложившейся ситуации.

Все остальные лицензии пока не отменили и их можно получить при необходимости.https://www.ulc.ru/licenzirovanie-vseh-vidov-dejatelnosti-licenzii-na-vse-vidy-rabot/

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

4 комментария

Очевидно, что главной целью было усиление контроля платёжной дисциплины, так как долги гарантирующих поставщиков и энергосбытовых кампаний имеют тенденцию к постоянному росту 
- это ложное утверждение, тем более про гарантирующих поставщиков

Ответить

Почему ложное?
Это одна из гипотез. Не хуже и не лучше остальных.

Ответить

Если он рубильником отключит потребителя с долгом в 10 т.р., то может влететь на убытки этого потребителя в 10 млн. р.
Это же всегда риски. Кто-то умрет, кто-то пострадает. С рубильником играть нужно очень осторожно.

Ответить