Как получить компенсацию за некачественные стоматологические услуги?

Ежедневно мы сталкиваемся с оказанием услуг: обучение, медицинская помощь, поход к парикмахеру, доставки и так далее. Приобретая какую-то услугу, каждый ожидает получить качественный результат, соответствующий обещаниям или рекламе. Однако в реальности все может оказаться не так гладко, и услуга может быть оказана не самым лучшим образом. А это неприятно, не правда ли?

Сегодня мы разберемся в матчасти и изучим, как вернуть деньги за услуги стоматологической клиники и получить денежную компенсацию.

Какие стоматологические услуги могут быть признаны некачественными?

Для начала отметим, что медицинские организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Согласно судебной практике, стоматологические услуги могут быть признаны некачественными, если в результате их оказания, в частности (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2021 N 88-14915/2021 по делу N 2-58/12-2020; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу N 88-15226/2021):

  • произошло скалывание зубов или коронок;
  • произошло изменение оттенка зубов;
  • проблемы, с которыми обратился потребитель, не были устранены;
  • был нарушен эстетический вид;
  • в организм пациента была занесена инфекция;
  • был причинен вред другим зубам, не подлежащим лечению;
  • произошло смещение зубного ряда;
  • произошло повреждение лицевого нерва и так далее.

Некачественное оказание медицинских услуг, как правило, подтверждается результатами независимой экспертизы, поскольку вы, как потребитель, не можете обладать специальными познаниями в этой области и считается, что вы оцениваете ситуацию субъективно.

Если в результате проведенной экспертизы будет выявлено, что недостатки возникли в связи с некачественно оказанными стоматологическими услугами, то расходы на проведение экспертизы несет медицинская организация.

Необязательно обращаться в платную клинику за получением оценки состояния ваших зубов и качества оказанной услуги. Вы можете бесплатно провести оценку качества в страховой медицинской организации, в Росздравнадзоре и его территориальных органах. На основании вашей жалобы может быть проведена в том числе экспертиза качества медицинской помощи, которая осуществляется на основании утвержденных критериев оценки качества медицинской помощи и предусматривает выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Ваши права при некачественном оказании стоматологических услуг

Если стоматологические услуги оказаны некачественно, потребитель вправе по своему выбору потребовать от медицинской организации (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены (в случае платного оказания стоматологических услуг);
  • повторного выполнения работы;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему вещь (например, при некачественном изготовлении зубных имплантов);
  • возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (допустим, если потребитель обратился для исправления недостатков медицинских услуг в другую медицинскую организацию).

Кроме того, вы вправе отказаться от исполнения договора об оказании стоматологических услуг и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной стоматологической услуги не устранены медицинской организацией. Вы также вправе отказаться от исполнения договора об оказании стоматологической услуги, если обнаружит существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).

А теперь по срокам: требования, связанные с недостатками оказанной стоматологической услуги, могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы.

Обращение в суд с иском о возмещении вреда

Вы вправе требовать возмещения вреда, причиненного в результате врачебной ошибки (п. 2 ст. 150, ст. 151, п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068 ГК РФ; п. 9 ч. 5 ст. 19, ч. 2, 3 ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Так, вы вправе в досудебном порядке обратиться к медицинской организации с соответствующим требованием (претензией). При этом обратите внимание, что при оказании некачественных стоматологических услуг законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Однако на практике рекомендовано обратиться к медицинской организации, которая оказала стоматологические услуги, так как в случае добровольного исполнения требования потребитель может избежать дополнительных финансовых и временных затрат. Для этого потребителю следует представить в медицинскую организацию соответствующую письменную претензию.

Если в досудебном порядке спор не решится, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального вреда. При наличии оснований и в зависимости от обстоятельств дела можно потребовать компенсацию имущественного ущерба (затраты на покупку лекарств и т.д.), а также выплату неустойки и штрафа за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке.

А как на практике?

Клиент одной небезызвестной клиники обратился в суд с требованиями о взыскании 2 658 200 рублей, стоимости кап в размере 30 800 рублей, стоимости релаксирующего сплинта в размере 30 000 рублей, стоимости восстановительного лечения и повторного протезирования на общую сумму 5 645 250 рублей, расходов на проведение дополнительных исследований и оплату экспертизы в размере 37 000 рублей, расходов на дополнительное обследования в размере 114 600 рублей.

Требования были мотивированы тем, что в период и после оказания стоматологических услуг и протезирования у клиента появились осложнения, негативные последствия оказанной стоматологической помощи и проблемы, которые выразились в следующем:

  • возникли боли, щелчки и дискомфорт в зубных суставах;
  • стало сложено разговаривать;
  • возникли проблемы с артикуляцией;
  • постоянное напряжение в губах;
  • напряжение некоторых групп мышц лица и шеи;
  • появился запах из-за плохого прилегания коронок к зубам;
  • между десной и щекой забивается пища и прилипает к зубам, вследствие чего принимать пищу в общественных местах либо в гостях стало невозможным по эстетическим причинам;
  • жевательная функция зубов также нарушена (твердая пища пережевыванию не подлежит).

Несмотря на неоднократную переделку клиникой временных конструкций, окончательная форма и цвет коронок так и не были согласованы с пострадавшим, в результате чего фактически были установлены зубные коронки, не только худших эстетических характеристик, по отношению к гарантируемым при заключении договора, но и явившиеся причиной нарушения прикуса.

В связи с возникшими проблемами клиент неоднократно обращался в клинику за устранением недостатков. Однако принятые ими меры положительных результатов не дали, дефекты при оказании стоматологического лечения и протезирования не были устранены.

Кроме того, не желая решать проблему и устранять недостатки оказанной услуги, сотрудники клиники вынудили подписать пострадавшего "Акт приемки и сдачи оказания платных медицинских услуг", после чего перестали интересоваться состоянием. По этой причине потребитель собрал все доказательства и обратился в суд.

Это дело примечательно тем, что суды почти сразу встали на сторону пострадавшего и взыскали компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, что для России считается довольно большой суммой компенсации в гражданском споре и более 4 300 000 рублей, включая стоимость всех услуг, дополнительные расходы потребителя, штраф и неустойку.

Отстаивайте свои права,

А юристы нашего сервиса Вам в этом помогут 💙

1010
1 комментарий

1. Не очень понятно каким образом экспертиза может оценить по чьей вине произошло нарушение прикуса? Может пациенту 70 лет и там в принципе уже возрастные изменения происходят?


У меня вот после года брекетов вернулись зубы быстро. Носила и капы, и на ночь - бестолку. Но какая гарантия, что это не я сама виновата (типа обманываю и просто ленюсь)


2. Что вошло в доказательную базу для суда? Условно, как доказать, что пища не пережёвывается, щелчки (их обычно только у себя в ухе слышишь), эстетический вид вообще вкусовщина и пр. Это ведь всё по показаниям пациента, а со стороны не понимаю кто и как будет оценивать...


3. Из текущего кейса также не ясно, если Акты подписаны, то о каком судебном разбирательстве может идти речь? Акты подписал = значит претензий не имеешь к текущей работе. А что там дальше произошло - уже по идее не вина врача (может пациент рекомендаций не выполнял, а может у него пахнуть из рта стало потому что он сам зубы не чистил, например?)

Ответить