Семь интересных фактов про регулирование космоса

Про МКС, астероиды, спутники, Луну, ООО, космический мусор и другие направления космической деятельности.

Семь интересных фактов про регулирование космоса

Всем привет! Мы тут обычно пишем про стартапы, интеллектуальную собственность и корпоративное право, поэтому публикация про космос может быть немного неожиданной.

Пускай это пока что не связано напрямую с нашей основной юридической практикой, мы видим большие перспективы в этом направлении, о чем расскажем подробнее в ближайшее время. Пока что, если вам интересно пообщаться на тему освоения космоса, включая будущие экономические модели и регулирование, пишите мне на roman.buzko@buzko.legal или в Telegram на @roman_buzko.

1. Купить участок на Луне нельзя

Фактическая конституция космоса на сегодняшний день, Договор о космосе 1967 года, запрещает национальное присвоение Луны и других небесных тел путем провозглашения суверенитета или их оккупации и использования.

Участники Соглашения о Луне 1979 года пошли дальше и установили режим коммуны в отношении ресурсов Луны, закрепив, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества» и «поверхность или недра Луны [...] не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».

Далеко не всем государствам понравился такой подход, поэтому главные игроки в космосе в числе США, Китая и России так и не ратифицировали Соглашение о Луне.

Тем не менее пока не стоит инвестировать свои кровные для приобретения сертификата на участок земли на Луне для своей возлюбленной.

2. Но это не значит, что никто не пытался присвоить себе участок небесного тела

В 2000 году американец по имени Грегори Немитц (Gregory Nemitz) заявил о своих правах на астероид Эрос. Сделал он это очень оригинально: когда космический аппарат NASA приземлился на астероиде, Немитц потребовал выплатить ему плату за парковку на его астероиде в размере $20 за 100 лет. Дело дошло до суда, где Немитц, однако, не смогу убедить судью, который тем не менее отнесся серьезно к вопросу. На сайте, посвященном этому судебному спору, можно ознакомиться с материалами дела.

Требование Немитца внимательно рассмотрели и отправили ответ спустя пять месяцев
Требование Немитца внимательно рассмотрели и отправили ответ спустя пять месяцев

Аналогичный иск предъявил канадец Сильвио Лангвейн (Sylvio Langvein) в 2012 году, заявив что он хочет коллекционировать планеты и воспрепятствовать Китаю в захвате космических тел. Судья отказал проактивному истцу, назвав его «сварливым сутяжником».

3. Небесное тело и его ресурсы — суть разные вещи

Если получить право частной собственности на небесное тело целиком (к которым относятся астероиды, спутники, другие планеты и др.) вряд ли получится, то обогатиться за счет полезных ископаемых, добытых в космосе вполне возможно.

В подтверждение этой позиции в 2015 году Конгресс США принял Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков (Commercial Space Launch Competitiveness Act), который впервые закрепил право частной собственности на ресурсы, добытые в космосе.

Американский гражданин, занимающийся коммерческим освоением ресурсов астероидов и космических ресурсов, имеет право на такой полученный ресурс астероида или космический ресурс, включая право владеть, быть собственником, перемещать, использовать и продавать такой ресурс, извлечённый в соответствии с применимым правом, включая международные обязательства США

из Закона о конкурентоспособности коммерческих космических запусков.

Аналогичный закон есть в Люксембурге, который, кстати, стремится стать главным космическим хабом Европы, в том числе путем введения прогрессивного регулирования.

4. Международная космическая станция (МКС) обладает самой высокой плотностью регулирования на кубический метр

МКС — представляет собой совместную инициативу пяти партнеров: США, Россия, Канада, Европейский партнер и Япония. По общему правилу в соответствии с Соглашением об использовании МКС 1998 года каждый партнер сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами (лабораториями), который он регистрирует за собой.

Под «Европейским партнером» понимается несколько европейских государств, каждое из которых может распространять свою юрисдикцию на соответствующую конструкцию МКС.

Получается, что на объем в 916 кубических метров распространяется, как минимум, пять различных юрисдикций.

Компоненты МКС на 2017 год
Компоненты МКС на 2017 год

5. Главным средством обмена в экономике МКС являются «права на использование»

В соответствии со ст. 9 Соглашения об использовании МКС 1998 года права на использование станций возникают на основании предоставления партнером пользовательских элементов или элементов инфраструктуры. Любой партнер, который предоставляет пользовательские элементы космической станции, сохраняет за собой право использования этих элементов.

Партнеры в обмен на предоставление ресурсов для целей эксплуатации и использования космической станции, получаемых от их элементов инфраструктуры космической станции, имеют фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов.

Конкретный размер доли каждого из партнеров в использовании таких элементов космической станции и ресурсов, полученных от инфраструктуры космической станции, предусматривается в Меморандумах и договоренностях об исполнении соглашений.

Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Условия любого обмена или продажи будут определяться в каждом конкретном случае участниками сделки.

6. Ограниченная ответственность для частных космических компаний появилась относительно недавно

Первая крупная компания с ограниченной ответственностью появилась в начале 17 века, когда была учреждена Голландская Ост-Индская компания. С тех пор мало кого удивишь, что ответственность акционеров по долгам компании ограчена размером их вклада в уставный капитал (есть исключения, например, при умышленном банкротстве, но общее правило такое). Появление института ограниченной ответственности позволило исследователям и изобретателям принимать на себя больше рисков, что стало одним из драйверов эпохи географических открытий.

Что касается освоения космоса, то вся ответственность ложится на плечи государств как суверенных субъектов международного права. В соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1971 года запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Это означает, что государство несет полную ответственность за все коммерческие компании, которые осуществляют запуски с территории этого государства или с использованиям его установок. Разумеется, никто не хочет брать полную ответственность за третье лицо. Поэтому с ростом количества частных инициатив запускающие государства и частные компании начали договариваться о разделении ответственности за такой ущерб в космосе.

В США существует программа распределения рисков между государством и частным сектором с середины 90-х. Великобритания в этом вопросе отставала и до 2015 года вся ответственность перелагалась на плечи частных компаний, для которых Королевство было «запускающим государством» в значении Конвенции 1971 года. Под давлением представителей космической индустрии и в целях улучшения климата для ведения космической деятельности был принят закон, который с 1 октября 2016 года ограничил максимальный размер ответственности частных компаний суммой в $60 млн.

Можно сказать, что принятый закон в Великобритании является аналогом введения ограниченной ответственности для морских торговых компаний в 17–18 веках, когда судоходство являлось одним из самых рисковых видов деятельности.

7. Космический мусор является большой проблемой, которая почти никак не регулируется на международном уровне

Не секрет, что на орбите Земли скопилось порядочное количество космического мусора (space debris). По данным Европейского космического агентства на октябрь 2019 года на орбите было 128 млн частиц размером меньше 1 см, около 900 тысяч частиц размером от 1 до 10 см и около 34 тысяч частиц размером свыше 10 см.

Так выглядит траектория движения частиц от произошедшего в 2009 году столкновения российского военного спутника Космос-2251 и американского коммерческого спутника Iridium 33 (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fstuffin.space%2F&postId=141546" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">stuffin.space/</a>, надо выбрать "Iridium 33 Collision Debris")
Так выглядит траектория движения частиц от произошедшего в 2009 году столкновения российского военного спутника Космос-2251 и американского коммерческого спутника Iridium 33 (stuffin.space/, надо выбрать "Iridium 33 Collision Debris")

Несмотря на растущую актуальность этой проблемы, государства пока что не могут договориться о единых обязательных стандартах в отношении космического мусора.

ООН ведет определенную работу в этом направлении уже с начала 2000-ых годов и разработало Путеводитель по снижению космического мусора (Space Debris Mitigation Guidelines, PDF), который был опубликован в 2010 году. Это, однако, не помешало Китаю провести испытания противоспутникового оружия и добавить к общей массе космического мусора еще несколько тысяч осколков.

На этом все на сегодня, хотя есть еще много интересных аспектов, начиная c международного регулирования спутникового интернета, который обещает стать реальностью уже до конца этого десятилетия, и заканчивая регулированием коммерческого транспорта на низкой околоземной орбите и милитаризация космоса.

Мне кажется, что эти и многие другие вопросы будут предметом интересных дискуссий в ближайшие десятилетия, и мы, вероятно, увидим принятие таких глобальных международных конвенций, как Женевские конвенции про гуманитарное право и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. А может я ошибаюсь, и устанавливать правила игры в космосе будут в одностороннем порядке те государства, который окажутся там первыми.

Автор — Роман Бузько, партнер в Buzko Legal и один из основателей Lazzy Ventures.

7070
22 комментария

Хорошая статья, спасибо!

10
Ответить

Есть способ чтобы проблемы никогда не были решены - отдайте их международной бюрократии. ООН всякий

3
Ответить

3. Небесное тело и его ресурсы — суть разные вещи Это не так. Такова позиция США и Люксембурга, но в международных договорах этот вопрос не урегулирован.

2
Ответить

и не будет, пока реально не начнется осваивание луны, а такими технологиями пока никто не обладает, все ждут, каким будет мир на тот момент, когда луной реально захочет кто-то владеть и сможет ли кто-то противостоять этому не документом, а возможностями

3
Ответить

Антон, да, есть такое дело, но международные договоры не запрещают использование ресурсов небесных тел, поэтому я бы не был так однозначен. 

Ответить

У Роберта Хайнлайна есть повесть на тему колонизации луны и предшествующем ей юридическом процессе, довольно забавно

«Харриман нанимает лучших инженеров и пилота для будущей ракеты, определяется с местом для космодрома и всеми правдами и неправдами постоянно привлекает новые финансовые средства в свой проект. Кроме того, создаётся множество компаний в экваториальных странах, которые бы представляли права Харримана на Луну (согласно юридическому принципу, право собственности на землю распространяется на бесконечную высоту над земельным участком, а Луна проходит именно над экваториальными регионами Земли). Харриман просто не хочет, чтобы Луна принадлежала каким-либо государствам.»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек,_который_продал_Луну

2
Ответить

Хайнлайн со своим старшим коллегой Азимовым вообще очень хорошо предвидели, как вся эта тема будет развиваться. Всегда поражает их талант и дар видеть далеееекое будущее!

2
Ответить