Имеют ли право по микрозаймам звонить родственникам

Имеют ли право по микрозаймам звонить родственникам

В последнее время микрозаймы стали популярным способом получения денег. Они предоставляются быстро и без лишних бумажных формальностей, что делает их привлекательным вариантом для тех, кто нуждается в финансовой помощи. Однако, с ростом популярности микрозаймов возникают и некоторые спорные моменты, включая вопрос о праве компаний, предоставляющих микрозаймы, звонить родственникам заемщика.

Как правило, при оформлении договора кредита (займа) заемщик самостоятельно указывает в нем контактные телефоны родственников, друзей, реже — просто соседей или знакомых. В договоре эти люди именуются третьими лицами. Таково требование всех кредиторов.

На этапе оформления договора, если у заемщика возникают вопросы, ему поясняют, что эти номера телефонов будут использоваться лишь для связи с ним, если его собственный номер по каким-либо причинам будет недоступен. Поэтому ситуация, когда звонят по кредиту знакомого или родственника, — вполне распространенное явление.

Что говорит закон

Взаимодействие кредиторов (взыскателей) с третьими лицами регулируется ч. 5 ст. 4 ФЗ № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

Контакт с третьими лицами возможен только при одновременном соблюдении следующих условий:

- имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

- третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

Законом также устанавливается форма, в которой должник выражает свое согласие, и его право на отзыв согласия в любое время, уточняются способы уведомления кредитора (взыскателя) об отзыве.

Таким образом, звонить/направлять СМС родственникам, соседям и знакомым должника кредитор (коллектор) имеет право, однако только до тех пор, пока заемщик или третье лицо не выразят несогласие с этим.

Ограничения по звонкам

Существуют законные ограничения по количеству звонков. Они касаются как контактирования с самим должником, так и с его родственниками. Постоянно беспокоить людей коллекторы не могу.

Какие есть ограничения:

- звонить могут только с 8-22 в будни и с 9-20 выходные дни;

- звонки не могут звучать чаще раз в день, 2-х раз в неделю и 8-ми раз в месяц;

- в начале беседы звонящий обязан представиться;

- угрозы и оскорбления — под запретом.

Это касается как самого должника, так и родственников, которых могут беспокоить. Бывает, что коллекторы МФО звонят на работу должнику, законных запретов на такие действия взыскателей нет. Другой вопрос — что именно при этом делают звонящие. Если разглашают конфиденциальную информацию — это нарушение. Если блокируют своими бесконечными звонками работу организации — это тоже нарушение.

Куда жаловаться на звонки коллекторов:

1. в ФССП. Именно служба приставов — надзорный орган за коллекторами. Также можете получить предварительную консультацию по телефону 8 800 250 39 32;

2. в Центральный Банк РФ. Эта жалоба может подтолкнуть все остальные, хотя сам ЦБ РФ коллекторами не занимается, это делает ФССП;

3. в прокуратуру, если нарушается закон в части времени и количества звонков коллекторов;

4. в полицию, если звучат угрозы, оскорбления;

5. в общественную приемную Роскомнадзора, если коллекторы разглашают персональную информацию о заемщике или его родственниках третим лицам.

Но обратите внимание, что все жалобы и заявления должны чем-то подкрепляться. Это может быть запись телефонных переговоров, нелицеприятные СМС, детализация звонков. На слово службы верить не будут.

Таким образом, хотя компании по микрозаймам имеют право звонить родственникам заемщика в определенных случаях, это право должно быть осуществлено с уважением к закону и правам заемщика. Важно соблюдать законодательство и защищать свои права в случае нарушения их со стороны кредитора.

Начать дискуссию