Ответственность платформы за контент пользователей

В связи с задержанием Павла Дурова во Франции по странному обвинению в очень тяжких преступлениях, в интернете с новой силой разгорелся спор о том, должна ли платформа нести ответственность за действия своих пользователей. В ЕС ответ на этот вопрос содержится в недавно принятом законе о цифровых услугах (Digital Services Act).

Под цифровыми услугами закон понимает широкую категорию онлайн-сервисов: от простых веб-сайтов до агрегаторов и поисковиков. Цель закона - сделать платформы более прозрачными и определить их роль и ответственность за распространение незаконных и вредных материалов. Он также вводит обязательства по модерации контента, внедрению механизмов, позволяющих пользователям сообщать о незаконном контенте, сотрудничеству с национальными органами власти, когда это необходимо и т.д. По этому закону даже собирались запретить порно (https://t.me/ImlawIT/83).

Наиболее серьёзные обязательства и максимально строгие правила предусмотрены в отношении очень крупных (very large) онлайн-платформ и поисковых систем, месячная активная аудитория которых составляет минимум 45 миллионов человек. Еврокомиссия составила соответствующий список, куда вошли AliExpress, Booking, TikTok, YouTube, Google Search, Wikipedia и прочие (всего 19). Что примечательно, Telegram в данном списке отсутствует. Но команда мессенджера заверила, что полностью соблюдает требования DSA.

Не знаю что там в УК Франции, но данный европейский закон в качестве наказания за нарушения предусматривает штрафы. Максимальный штраф, который может быть наложен за невыполнение обязательств в соответствии с DSA, составляет 6% от годового мирового оборота за предыдущий финансовый год. За предоставление некорректной, неполной или вводящей в заблуждение информации по запросу органов власти, непредоставление ответа или неисправление такой информации, максимальный штраф составляет 1% от годового дохода или мирового оборота. То есть об уголовке речи здесь не идёт. Но национальное законодательство стран-членов ЕС может предусматривать и такую опцию.

Как бы то ни было, желаю Павлу и Телеграму благоприятного исхода. Но если ситуация не разрешится, это будет знаковый кейс для Европейского Суда по правам человека и Суда Европейского союза.

Начать дискуссию