Цифровая защита от контрафакта

Проблема контрафакта в России — давняя, даже президент несколько раз обращал на нее внимание, называя «катастрофой».

От поддельных товаров страдают производители, которые несут убытки, покупатели, приобретая некачественный товар, и в конечном счете экономика страны. Продавцы контрафакта не вкладывают средств в выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и, как следствие, такие вещи быстро портятся или ломаются, а бывает (как, например, с поддельным алкоголем) и несут в себе угрозу здоровью и даже жизни потребителям.

Помочь в борьбе с контрафактом на российском рынке призвана маркировка средствами идентификации. Сейчас маркировке подлежат предметы одежды из натурального меха, лекарственные препараты, а также товары, включенные в перечень, утвержденный распоряжением правительства: табачная продукция, обувные товары, шины и покрышки, отдельные товары легкой промышленности, фототовары, духи и туалетная вода и отдельные виды молочной продукции.

Однако я хотела бы обратить внимание на еще одну категорию товаров, не вошедшую в данный перечень: детские товары, из которых 23% - доля игрушек. По данным последних исследований, оборот поддельных товаров этого сегмента в России достиг почти 30 млрд рублей (для сравнения: легальных — 100 млрд). Учитывая перспективу роста рынка игрушек, особенно в онлайн секторе (только за 2018 год показавшего, по данным аналитиков, прирост более чем на 30%, данные РБК), эта цифра будет увеличиваться. Чаще всего подделывают лицензионные игрушки, сделанные по мотивам мультфильмов. По предварительным итогам первого квартала 2020 года, почти половина лицензионных игрушек (46%) является контрафактом, сообщает "Российская газета". И тут я хотела бы обратить внимание на важный момент: в данном случае речь уже идет не только о соблюдении авторских прав, но и о безопасности выпускаемого на рынок продукта.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора и действующим нормам СанПиН, каждая игрушка, попадающая на прилавки, должна быть снабжена возрастной маркировкой и инструкцией по применению. Прочие факторы оценки товара (материал, запах, окрас изделия и т.д.) остаются на откуп потребителей. Но мы все понимаем, что по цвету и тактильным ощущениям опасные контрафактные игрушки могут ничем не отличаться от безопасных оригиналов. Определить весь «букет» химических соединений можно только в лабораторных условиях. И при проверке нередко обнаруживаются нарушения регламентов концентрации вредоносных веществ. Если проще, то в детских игрушках часто находят вредоносные химические вещества, вроде свинца в красителях, фенола в изделиях из резины и ПВХ, антипирены для огнестойкости изделия, фосфора, ртути и формальдегида. Эти вещества и продукты их соединений способны вызвать, по мнению врачей, не только первичные дерматиты или риниты, но и тяжелые формы почечной недостаточности (специалисты отмечают рост заболеваемости на 25 % среди детей до 14 лет) при долговременном контакте с изделием. А мы все знаем, что дети часто тянут игрушки в рот или кладут их с собой в кроватку.

Цифровые маркеры, а также ужесточение наказания за продажу контрафакта, введение штрафов, в том числе оборотных, вполне могли решить проблему. Постепенный ввод этих мер поможет производителям распределить финансовую нагрузку. В результате покупатели смогут получать полную информацию об изделии и материалах, которые использовались при производстве, и гарантии о качестве товаров, а недобросовестные производители покинут сегмент.

99
1 комментарий