Мошенники оформили кредит, банк отказывается его закрывать — есть ли шансы выиграть в суде? Разбираем практику российских судов

Женщина получила сообщение от банка с напоминанием о необходимости внести очередной платеж по кредиту. Она удивилась — предыдущий кредит в этом банке она давно закрыла, а новый не брала. Подумала, что ошибка, а оказалось...

Мошенники оформили кредит, банк отказывается его закрывать — есть ли шансы выиграть в суде? Разбираем практику российских судов

Что произошло

Женщина осенним вечером работала на вахте на севере. Вдруг она получила сообщение от банка с напоминанием о необходимости внести очередной платеж по кредиту. Женщина удивилась — предыдущий кредит в этом банке она давно закрыла, а новый не брала. Подумала, что ничего страшного, возможно возникла техническая ошибка.

Она обратилась в банк за разъяснениями. Выяснилось, что месяц назад на её имя оформили кредитный договор на сумму 133 760 ₽, а также кредитную карту на 48 000 ₽ и виртуальную дебетовую карту. Эти деньги сразу перевели на счета третьих лиц.

Клиентка была в шоке. Она попросила закрыть кредит, так как ничего лично не оформляла.

Банк ответил, что никаких признаков мошенничества не усмотрел, поэтому кредит остается в силе.

Женщина обратилась в полицию и суд с требованием признать кредитные договоры недействительными.

Аргументы сторон в суде

При рассмотрении дела выяснилось, что кредит оформили дистанционно при помощи СМС-кодов банка, которые приходили клиентке. Вот только женщина не пользовалась банковским приложением из-за устаревшей модели телефона. Прошлый кредит обслуживала в офисе банка через кассу.

Оказалось, женщине позвонил якобы сотрудник банка. Он сообщил, что мошенники пытаются взять кредит на её имя и попросили назвать коды из смс.

По одному этому коду банк предоставил кредит, оформил страхование и перечислил страховую премию. Женщина обвинила банк, что тот не проявил должной осмотрительности.

Представитель банка напомнил, что женщина заключила договор дистанционного обслуживания и активировала доступ к интернет-банку через СМС. Через него она якобы и заключила договоры, поэтому вины банка здесь никакой нет, всё по закону.

Что решили суды

Суд отметил, что банк должен был убедиться, что кредит оформляет именно клиент. Упрощенный порядок выдачи кредита через СМС-код и перевод денег на счет третьего лица фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг. Банк должен был доказать, что принял все меры для надлежащего исполнения своих обязательств, но он этого не сделал.

Суд удовлетворил иск женщины и признал договоры с банком недействительными. Позже апелляционный суд подтвердил законность этого решения.

Женщина вздохнула с облегчением. Она была счастлива, что добилась справедливости.

Первая инстанция: дело № 2-3388/2023

Апелляция: дело № 33-1459/2024

Начать дискуссию