Личный бренд: кому и зачем нужна его регистрация в Роспатенте?

Что общего у Павла Дурова, Инстасамки и Олега Тинькова? Кроме того, что они стабильно становятся героями мемов, конечно. Высокая узнаваемость. Мы слышим их имена и сразу вспоминаем, кто это. Так работает личный бренд. Кому он нужен, кроме публичных личностей, и стоит ли регистрировать собственное имя как товарный знак?

Личный бренд: кому и зачем нужна его регистрация в Роспатенте?

Личный бренд vs. обычный бренд. В чем разница?

Личный бренд — это такое же средство различия для потребителей, как и привычные нам названия компаний и товаров. Но есть существенное отличие — центральное значение в нем имеет не столько продукт или услуга, сколько личность, создавшая их. Человек дает товару свое имя, а аудитория покупает этот товар во многом благодаря интересу или доверию к создателю.

Часто личные бренды вырастают из какого-то популярного продукта. Например, Анастасия Ивлеева получила мощный старт благодаря телепроекту «Орёл и решка. Перезагрузка». Позднее она основала собственную компанию, начала выпускать чипсы и неоднократно участвовала в коллаборациях с отечественными производителями одежды.

Есть и другая тенденция — сначала возникает громкое имя, а после идут дочерние бренды, которые хорошо продаются за счет популярности создателя. Это Sammy Beauty — уходовая косметика от Оксаны Самойловой, карандаши для губ и бровей от Гоар Аветисян и роллы Yoji Иды Галич.

Тот факт, что вы знаете одно имя и не знаете другое, еще не говорит, что последний бренд плох или непопулярен. У него есть своя целевая аудитория, как и у любого другого. Например, у телеведущего Владимира Соловьева и автоблогера Стаса Асафьева аудитории могут быть совершенно разными.

Как может выглядеть личный бренд?

Вариаций великое множество:

  • полное имя человека или фамилия с инициалами — Б. Ю. Александров, Olga Buzova, Артемий Лебедев;
  • часть имени или его фантазийная форма — Дымов, BY BOGACHEVA, Тинькофф;
  • псевдоним — Инстасамка, Баста, Lady Gaga.

Главное, что дает персональный бренд своему владельцу — это узнаваемость. При должных стараниях подключается лояльность аудитории. А уже на их фоне можно запускать производства товаров, инфопродукты и участвовать в коллаборациях (будучи уверенным, что они не пройдут мимо потребителей незамеченными).

Нужно ли регистрировать личный бренд как товарный знак и зачем это делать?

С одной стороны может показаться, что регистрация не обязательна. Особенно, если речь идет об имени — каждый человек имеет на него неотчуждаемое право.

С другой стороны, если вы планируете использовать свое имя или его производные для ведения бизнеса, то лучше заняться регистрацией. Так вы обретете уверенность, что другой предприниматель не повесит условную вывеску с вашей фамилией и не начнет переманивать покупателей. А еще — сможете вести продажи под личным брендом на маркетплейсах.

То же самое касается и псевдонимов. Кстати, в борьбе за них порой разворачиваются нешуточные баталии.

Российский хореограф и звезда телешоу Сергей Шестеперов, более известный как Мигель, решил зарегистрировать свой псевдоним в Роспатенте. Однако выяснилось, что брендом Migel с 2012 года владеет ставропольский предприниматель Мгер Гянджумян.

Сергей решил оспорить права на товарный знак в Суде по интеллектуальным правам, но проиграл - право на товарный знак осталось за первоначальным правообладателем.

Какие требования у Роспатента к личным брендам?

Ведомство имеет ряд законодательных требований к знакам различия. Они общие для всех товарных знаков. Личный бренд — не исключение.

Чтобы получить регистрацию, он должен:

  • давать узнаваемость товару или услуге;
  • не вводить в заблуждение относительно того, кому принадлежит, а в случае продукта — где, из чего и для чего производится;
  • находиться в рамках норм морали. Ругательства, оскорбительные выражения и их производные Роспатент не зарегистрирует.

Это три основные требования, которым должен соответствовать любой бренд. Кроме них есть широкий перечень причин для отказа в регистрации.

Кому нужен личный бренд?

Во-первых, конечно, самозанятым. С июня 2023 года товарный знак могут зарегистрировать любые российские или иностранные лица — регистрировать для этого ИП или открывать компанию — необязательно.

Деятельность самозанятых, как правило, неразрывно связана с их личностью — неважно, производят они товары или оказывают услуги. Регистрация товарного знака поможет добавить уникальности продукту и дать правообладателю дополнительные шансы в поисках серьезного партнерства. Ведь регистрация бренда — само по себе мероприятие сложное и ответственное.

Во-вторых, блогерам и представителям творческих профессий — дизайнерам, фотографам, писателям, художникам и т.д. Для них регистрация бренда — это вклад в узнаваемость, дополнительная защита и возможность коммерциализировать творчество.

В-третьих, специалистам, которые хотят выделиться в выбранной нише. Это психологи, педагоги, экономисты и любые эксперты, которые хотят повысить свою ценность в глазах аудитории.

И в-четвертых, по умолчанию, бизнесменам, которые хотят неразрывно связать продукт или услугу с собственным именем.

Конечно, получить права получится далеко не на каждое имя или псевдоним. Все же одни из важнейших требований Роспатента — это уникальность и различительная способность. Поэтому пытаться регистрировать, например, распространенные фамилии — не стоит.

Зато можно попробовать доработать их и получить действительно самобытный и неповторимый бренд. Главное — предварительно проверить, свободен ли он.

Регистрация личного бренда — оптимальное решение, если вы хотите, чтобы имя стало вашим коммерческим активом и не использовалось никем другим. Это существенный вклад в узнаваемость и будущее бизнеса или творчества.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро «Железно» и в сообществе ВКонтакте.

2323
5 комментариев

Стасяо Сан! Неожиданно

А фото с тиньковым с какой целью? Чтобы двух опустить до его уровня или чтобы одного поднять до уровня двух?

ооо яндекс и мкпао яндекс

Добрый день! А если я работаю психологом-консультантом и у меня есть сайт с доменным именем, которое повторяет мои Имя и Фамилию, типа ivanpetrov.ru Домен зарегистрировано много лет назад. В этом случае надо ли защищать доменное имя сайта с помощью регистрации его как товарного знака?