Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации

Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации

Экспериментальный правовой режим (далее – «ЭПР») подразумевает, что в целях эксперимента перестает применяться ранее принятый закон (или его часть) и начинают действовать новые правила. ЭПР будут вводиться на ограниченный срок в отдельных сферах экономики.

Суть этого режима сводится к возможности использования криптовалют во внешней торговле.

Таким образом, Банк России с 1 сентября может приступить к созданию экспериментальной площадки для использования криптовалют в международных расчетах.

Для установления ЭПР Банку России необходимо утвердить программу экспериментального правового режима, определяющую условия экспериментального правового режима.

Вопросы для рассмотрения

1. Для кого вводится ЭПР?

2. Как стать участником ЭПР?

3. Какие риски для компаний, участвующих в ЭПР?

4. Перспективы ЭПР.

1. Для кого вводится ЭПР

Участниками ЭПР могут являться индивидуальные предприниматели, юридические лица, органы государственной власти.

Исходя из содержания ЭПР, он может быть интересен операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов и участникам таких информационных систем, участникам внешнеторговых сделок, имеющих намерение проводить расчеты по этим сделкам с использованием цифровых финансовых активов.

2. Как стать участником ЭПР

Претендент для присоединения к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима подает в регулирующий орган заявку на присоединение к экспериментальному правовому режиму (далее - заявка).

Решение Банка России о присоединении лица к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима принимается при одновременном соблюдении претендентом следующих условий:

1) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

2) соответствие формы заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, утвержденным Банком России.

Юридическое лицо / индивидуальный предприниматель, имеющие намерение стать субъектом ЭПР (далее - претендент) для целей присоединения к ЭПР в качестве субъекта направляет в Банк России следующие документы:

- заявку на присоединение к ЭПР;

- документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным программой ЭПР, если программой ЭПР такие требования установлены;

- справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную налоговым органом не ранее чем за один месяц до даты ее направления в Банк России;

- анкету претендента - индивидуального предпринимателя или лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица, с приложением копии документа, удостоверяющего личность, а также копии документа о назначении (избрании) на должность (в состав органа управления). Рекомендуемый образец анкеты претендента - индивидуального предпринимателя или лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

- документ, подтверждающий наличие (либо отсутствие) судимости у индивидуального предпринимателя или лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица, выданный уполномоченным органом соответствующего иностранного государства не ранее чем за один месяц до даты его направления в Банк России (если лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства, либо гражданином Российской Федерации, имеющим гражданство (подданство) иностранного государства или вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

- составленный в произвольной форме и подписанный руководителем претендента по состоянию на текущую дату список акционеров (участников), являющихся владельцами более чем одного процента акций (долей) в уставном капитале претендента - юридического лица, с указанием доли участия каждого акционера (участника). Для российского юридического лица также указываются полное и сокращенное (при наличии) наименование, адрес места нахождения, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. Для иностранного юридического лица также указываются наименование, адрес места нахождения (регистрации), номер, присвоенный в реестре иностранных юридических лиц, ведение которого осуществляется страной места нахождения лица. Для физических лиц также указываются фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

- заверенная копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе, предусмотренном законодательством РФ, за отчетный период, предшествующий году представления заявки, а также аудиторское заключение о ней, в случае если в соответствии с законодательством РФ бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Указанные документы не представляются в случае наличия сведений в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности.

Эти документы могут быть направлены посредством личного кабинета, а при отсутствии доступа к личному кабинету - в электронном виде посредством использования раздела "Интернет-приемная Банка России" на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Банк России в срок, не превышающий тридцати рабочих дней с даты получения заявки и документов:

- проверяет претендента и представленные документы на соответствие установленным требованиям, и в случае необходимости направляет претенденту запрос документов, подтверждающих соответствие претендента таким требованиям, с указанием срока представления указанных документов, не превышающего десяти рабочих дней со дня получения указанного запроса;

- принимает решение по заявке;

- в случае принятия решения о присоединении претендента к ЭПР вносит изменения в нормативный акт Банка России об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы ЭПР, если программой ЭПР не предусмотрено присоединение к экспериментальному правовому режиму без внесения в нее соответствующих изменений;

- информирует претендента о принятом решении.

3. Какие риски для компаний порождает участие в ЭПР

3.1. Банк России осуществляет мониторинг деятельности участников ЭПР. В случае выявления в деятельности участников ЭПР нарушений законодательства или нормативных актов, Банк России сообщает о таких нарушениях в соответствующие органы исполнительной власти для принятия мер к нарушителю.

В случае если принятая программа ЭПР будет содержать двусмысленные или сформулированные в общем виде положения, исключающие в рамках режима ЭПР установленные нормативными актами ограничения (без достаточной конкретизации смыла этих положений), есть риск трактовки таких положений не в пользу участника ЭПР и применения к нему мер ответственности за нарушение законодательства и нормативных актов.

3.2. Не исключена возможность установления чрезмерных требований к отчетности участников ЭПР, что сделает их деятельность фактически невозможной / излишне бюрократизированной.

3.3. Риск растраты ресурсов на реализацию ЭПР с дальнейшей утратой / приостановлением статуса участника ЭПР.

Основания и сроки приостановления статуса субъекта ЭПР устанавливаются программой ЭПР. Статус субъекта ЭПР приостанавливается до устранения нарушений, выявленных в деятельности такого субъекта.

Статус субъекта ЭПР прекращается в случаях:

1) истечения срока участия субъекта экспериментального правового режима в ЭПР, если указанный срок был установлен;

2) прекращения действия ЭПР;

3) принятия уполномоченным органом решения о прекращении участия субъекта ЭПР в ЭПР по одному из следующих оснований:

а) совершение субъектом ЭПР в течение любого календарного года участия в ЭПР более двух нарушений положений программы ЭПР либо более одного грубого нарушения положений программы ЭПР;

б) предоставление субъектом ЭПР заведомо недостоверных сведений при приобретении им статуса субъекта ЭПР;

в) ликвидация, реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования), признание несостоятельным (банкротом) субъекта ЭПР;

г) иные предусмотренные программой ЭПР основания.

3.4. Риск изменения / приостановления / прекращения действия ЭПР, что может повлечь неблагоприятные последствия для участников ЭПР.

3.5. Риск применения санкций иностранных государств к участникам ЭПР и лицам, занимающим должности в их органах управления.

4. Перспективы ЭПР

Целями ЭПР является формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, совершенствование общего регулирования по результатам реализации ЭПР, привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в РФ, создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.

С учетом ситуации с расчетами за импорт и экспорт в РФ, введение ЭПР (утверждение Банком России программы ЭПР) представляется достаточно вероятным.

Участвующие в ЭПР компании получают возможность первыми пилотировать бизнес-процессы в рамках ЭПР, что даст им конкурентные преимущества.

Использованные нормативные акты:

"Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, а также о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке".

Присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм о LegalTech: ссылка

22
Начать дискуссию