Что нужно учесть при смене генерального директора в компании, чтобы избежать проблем?

Что нужно учесть при смене генерального директора в компании, чтобы избежать проблем?

Данная статья содержит инструкцию для безопасной смены генерального директора компании, а также случаи из практики, которые доказывают важность соблюдения простых правил.

  • Получить от действующего генерального директора отчет о деятельности за определенный период (1 год, 3 года, за весть период деятельности)

Согласно статье 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный компании.

Перед увольнением необходимо потребовать у генерального директора составить отчет, в котором, помимо прочего, должна быть отображена информация о наличии кредиторской и дебиторской задолженности, информация по неисполненным на текущую дату обязательствам Общества, а также прочая информация. Отчет может быть составлен в произвольной форме.

За сохранность документов компании несет генеральный директор, поэтому перед увольнением ему необходимо провести инвентаризацию документов и имущества. Такая инвентаризации нужна не только компании, но и самому генеральному директору, чтобы впоследствии к нему не было претензий со стороны нового руководства компании.

По результату сформировать и создать комиссию, сверить наличие документов и ТМЦ, составить акт о передаче товарно-материальных ценностей и документов Общества.

Документы Общества могут запросить, например, налоговые органы, за их непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрен штраф.

  • Получить от генерального директора информацию по подотчетным суммам

Потребовать с генерального директора сдать авансовые отчеты с документами, подтверждающими расходы; сдать в кассу Общества остатки подотчетных сумм, которые остались в распоряжении генерального директора.

  • Получить от действующего генерального директора все токены, ключи и ЭЦП, а также уведомить банк и удостоверяющий центр о прекращении полномочий генерального директора

чтобы исключить использование им ключей ЭЦП и сертификатов после прекращения работы (написать письмо в банк, отвезти лично или отправить почтой).

  • Получить справки об открытых счетах в банках

Получить от действующего генерального директора справки обо всех открытых на имя Общества счетах в банках, а также информацию в виде сверки по остаткам денежных средств на счетах Общества.

  • Получить по акту приема-передачи печати Общества, ключи, пропуски от помещений Общества
  • Подать документы в регистрирующий налоговый орган для смены единоличного исполнительного органа в ЕГРЮЛ

Если этого не сделать, то бывший генеральный директор может обратится в суд с требованием исключить из ЕГРЮЛ записи о нем либо инициировать внесение отметки о недостоверности в отношении данных о единоличном исполнительном органе в Единый государственный реестр юридических лиц.

  • Уведомить контрагентов о смене генерального директора

Составить информационное письмо и направить всем контрагентам, указать контактные данные нового генерального директора и дату, с которой он вступает в должность.

Надеюсь, этот краткий чек-лист поможет вам грамотно подойти к данной процедуре, однако помните, что любой бизнес – это уникальный организм со своими особенностями и есть моменты, которые видны только при детальном рассмотрении.

Наши экспертные юристы помогли уже 44 компаниям быстро и грамотно пройти процедуру смены генерального директора.

Начать дискуссию