Сказ о том, как нотариальной палате суперкомпьютер принадлежал на праве собственности

Я пропустил все возможные сроки по написанию постов в канал и 1, и 3 сентября.

Сказ о том, как нотариальной палате суперкомпьютер принадлежал на праве собственности

Поэтому сегодня решил написать кратенько о двух серьезных правовых ошибках в законе об основах законодательства о нотариате (далее – Закон о нотариате).

В аб.1 ст. 34.1 Закона о нотариате указано следующее

Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате (далее – ФНП) и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Итог: что нельзя потрогать, то не может находиться у кого-либо на праве собственности.

Что же нам говорит Закон о нотариате в таком случае?

Информационная система нотариата представляет из себя некую вещь, которая ещё и кому-то принадлежит (об этом будет ниже). Если, конечно, эта система не представляет из себя суперкомпьютер, а нотариусы не приходят к нему с желанием получить ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и вообще», в противном случае это звучит нелепо. Поэтому ФНП может обладать исключительным правом на информационную систему, но никак не правом собственности.

Сказ о том, как нотариальной палате суперкомпьютер принадлежал на праве собственности

А требуется ли вообще какое-то право на это?

В ст. 128 ГК РФ перечислены объекты гражданских прав. Данная классификация нужна, чтобы понимать, что может являться предметом сделок в рамках гражданского оборота. Существуют объекты, которые:

– не ограничены в обороте (машина, велосипед);

– ограничены в обороте (лекарство по рецепту, охотничье ружье);

– изъяты из оборота (танк, автомат).

Последняя категория изъята из оборота по одной простой причине, что она не может быть предметом сделок, поскольку служит общему благу всех граждан на территории государства, до того момента пока не введет его снова в оборот (например, танк может быть продан в частный музей).

Сказ о том, как нотариальной палате суперкомпьютер принадлежал на праве собственности

Если мы допускаем идею, что ФНП имеет исключительное право на информационную систему, то она имеет возможность им распорядиться и передать его какому-либо другому юридическому лицу. Однако она нужна только нотариусам для выполнения функций, возложенных на них обществом и государством. Поэтому указанная система не может являться объектом гражданского права и на неё не может быть исключительных прав у кого-либо!

Исключением будет ситуация, когда все же ФНП будет вынуждено распорядиться возникшем исключительным правом на неё, но такой вариант событий мне кажется маловероятным.

Вывод: в аб.1 ст. 34.1 Закона о нотариате допущены две ошибки:

1. Информационная система принадлежит ФНП на праве собственности;

2. Информационная система признается объектом гражданских прав.

P.s. я веду свой telegram-канал и там чуть больше публикую информации.

1
Начать дискуссию