Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?

В конкурентной среде государственных закупок поставщику важно уметь защищать свои права в случае нарушений со стороны заказчика.

Сегодня рассмотрим ситуации, которые можно и нужно обжаловать при работе по 44-ФЗ, куда подавать жалобы, как их грамотно составить, как себя вести, если дело дошло до суда. Подробно остановимся на наиболее частом варианте – обжаловании в ФАС.

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?

Основные права поставщика

Законодательство о закупках призвано способствовать развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прозрачности закупок, предотвращению коррупции и других злоупотреблений. Поставщик, как одна из сторон закупочного процесса, имеет определенные права:

  • Право на честную и прозрачную процедуру закупки: заказчик обязан соблюдать все требования законодательства о закупках, проводить конкурсы и аукционы открыто и прозрачно.
  • Право на получение полной и достоверной информации о закупке: заказчик должен предоставить поставщику всю необходимую информацию о предмете закупки, условиях участия, требованиях к документам и т.д.
  • Право на равные условия участия в закупке: все участники закупки должны иметь равные условия и возможности для участия.
  • Право на объективное рассмотрение заявки: заказчик обязан объективно и беспристрастно оценить заявки всех участников закупки.
  • Право на обжалование действий заказчика: в случае нарушения своих прав поставщик имеет право обжаловать действия заказчика в соответствующие органы.

Куда жаловаться?

Недобросовестные действия заказчика могут лишить поставщика выгодного контракта, привести к ограничению конкуренции и финансовым потерям.

В зависимости от типа закупки и вида нарушения поставщик может обжаловать действия заказчика:

  • В Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). Обратиться в ФАС можно в случае нарушения законодательства о закупках – например, ограничения конкуренции, необоснованного отклонения заявки, нарушения сроков проведения этапов процедуры и т.д.

  • В суд. В случае, если решение ФАС не удовлетворяет поставщика, он может обжаловать его в суде.

  • В другие органы. При подозрении на наличие состава преступления в действиях заказчика поставщик может обратиться в прокуратуру. В некоторых случаях, например, при нарушении прав интеллектуальной собственности, поставщик может обратиться в Роспатент или другие специализированные организации.

Нарушения, подпадающие под компетенцию антимонопольной службы, являются наиболее частыми. Рассмотрим подробнее, как составить жалобу в ФАС.

Процедура обжалования в ФАС при работе по 44-ФЗ

В соответствии со ст. 105 44-ФЗ при проведении конкурентных процедур, а также при закупках у единственного поставщика по ч. 12 ст.95 поставщик имеет право обжаловать процедуру в ФАС.

Жалобы на ошибки в извещении и документации

Жалобы на ошибки/несоответствия в извещении о закупке и (при проведении конкурса) в закупочной документации принимаются строго до окончания срока подачи заявок. При этом участник может подать одну жалобу. Если после подачи жалобы в извещение/документацию были внесенные изменения, то появляется возможность подать еще одну жалобу дополнительно.

Альтернативой жалобе является направление заказчику запроса на разъяснение. Он также должен быть направлен до окончания срока подачи заявок. Заказчик может исправить извещение/документацию, но не обязан это делать, если не согласен с исправлениями. В этом случае остается возможность подать жалобу в ФАС.

В запросе на разъяснение или жалобе нужно детально расписать, в чем именно заключается ошибка – например, указан устаревший ГОСТ, и его необходимо заменить на действующий. Если вы не укажете конкретные нарушения, ФАС признает такую жалобу необоснованной и отклонит.

В течение срока подачи заявок жалобы в ФАС могут писать как поставщики, подавшие заявки на участие (они считаются участниками закупки), так и не подавшие (не считаются участниками закупки).

Жалоба подается в отделение ФАС по месту нахождения заказчика. На заказчиков федерального уровня жалоба подается в ФАС России независимо от их местонахождения.

Жалобы на ошибки в ходе закупочной процедуры

После окончания срока подачи заявок обжаловать можно только действия комиссии заказчика – неправомерное отклонение либо неправомерный допуск заявок. Эти действия затрагивают только интересы непосредственных участников, поэтому иные лица и сторонние организации на этом этапе жалобы подавать уже не могут. Такие жалобы должны быть поданы в срок не позднее 5 дней со дня, следующего за днем размещения итогового протокола в ЕИС.

Жалобы на технические сбои в ходе торгов

В ходе торгов могут возникнуть какие-либо технические сбои – проблемы с интернетом, программным обеспечением и т.д. Чтобы иметь возможность при написании жалобы ссылаться на такие технические сбои, рекомендуем использовать так называемый независимый регистратор – это расширение для браузера, которое скачивается с сайта ЕИС и осуществляет видеофиксацию всех ваших действий на площадке и в ЕИС и, в том числе, фиксирует качество интернет-соединения, невозможность войти в личный кабинет, сбои при торгах и т.д. Жалобы на сбои у оператора площадки нужно подавать в ФАС России – местные отделения ФАС такие жалобы не рассматривают. Жалобы на сбои в работе ЕИС ФАС не принимает – их можно попытаться обжаловать в суде. Жалобы на технические сбои могут быть поданы не позднее 5 дней со дня совершения обжалуемых действий.

Рассмотрев жалобу, ФАС может принять решение о продлении торгов с уведомлением всех участников. При этом очень часто повторные торги будут проводиться не с начальной максимальной цены, а с той цены, до которой участники уже снизились ранее.

Жалобы на действия при заключении контракта

Жалоба на действия заказчика лимбо оператора торговой площадки при заключении контракта может быть подана только участником закупки, с которым заключается этот контракт, не позднее даты заключения контракта. Подача одной жалобы на действия/бездействия субъекта контроля в разных закупках не допускается, то есть на каждую закупку идет отдельная жалоба.

Процедура подачи жалобы

В соответствии со ст. 105 44-ФЗ жалоба на проведение электронных процедур может быть подана исключительно через ЕИС: жалоба добавляется в реестр жалоб и направляется на рассмотрение в ФАС. Исключение составляют закрытые закупки – там в отдельных случаях предусмотрена процедура подачи жалоб в бумажном виде.

В некоторых случаях ФАС может жалобу не принять:

— Поставщик не зарегистрирован в ЕИС (в этом случае он просто технически не сможет подать жалобу).

— Поставщик подал жалобу по истечении установленного срока. Придет уведомление, что жалоба не принимается.

— Если участник, подавший жалобу, находится в Реестре недобросовестных поставщиков и при этом в данной закупке выставлено требование об отсутствии поставщиков в РНП. Сейчас такое требование устанавливается на усмотрение заказчика, но в ближайшее время будет принята поправка к 44-ФЗ, когда это требование будет обязательным, и поставщики, числящиеся в РНП, принимать участия в госзакупках не смогут.

— Также жалоба может быть отклонена, если в ней не приведено достаточно аргументов, доказывающих наличие нарушения.

Жалоба должна содержать следующую информацию (ст. 106 44-ФЗ):

  • Наименование, адрес и реквизиты лица, действия которого обжалуются

  • Перечень прилагаемых к жалобе документов (документы, подтверждающие полномочия руководителя, сканы паспортов и др.)

  • Указания на обжалуемые действия с подробным описанием и аргументацией наличия нарушений

  • Указание на обжалуемую процедуру (название, номер, ссылка на процедуру в ЕИС)

  • Наименование, адрес и реквизиты заявителя

Инструкция по подаче жалобы в ЕИС:

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?
Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?
Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?

В течение 2 рабочих дней с момента размещения жалобы в ЕИС ФАС размещает информацию о принятии жалобы к рассмотрению либо об отказе в рассмотрении.

Если контрольный орган принял жалобу к рассмотрению, то в течение 5 рабочих дней с даты ее поступления он обязан рассмотреть жалобу и возражение на жалобу второй стороны. Как правило, рассмотрение происходит онлайн по видеосвязи, о времени проведения стороны уведомляются заранее.

После рассмотрения жалобы и возражений ФАС озвучивает решение, формирует его в электронной форме, в течение 3 рабочих дней размещает в реестре жалоб и при необходимости выдает предписания заказчику.

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 44-ФЗ?

Если вы не согласны с решением ФАС, его можно оспорить в судебном порядке.

Штрафы за нарушение процедуры закупки

Если по итогам рассмотрения жалобы ФАС установил, что заказчик допустил административное правонарушение, к заказчику могут быть применены штрафы предусмотренные ст.7.29 – 7.32.1 КоАП РФ.

Заключение

Защита своих прав в сфере государственных закупок – важный шаг для успешного ведения бизнеса. Знание законодательства о закупках, своевременная подача жалобы и правильное оформление документов позволят отстоять свои интересы и избежать финансовых потерь.

В следующей статье мы расскажем о том, как подавать жалобы участникам закупок по 223-ФЗ.

11
Начать дискуссию