ФАС признала Apple монополистом из-за магазина App Store — на компанию жаловалась «Лаборатория Касперского» Статьи редакции

Установить iOS-приложение можно только через App Store и компания этим пользуется, объяснил регулятор.

ФАС России установила, что Apple занимает доминирующее положение на рынке распространения iOS-приложений, поскольку установить такое приложение легально можно только через App Store. Регулятор завершил расследование по жалобе «Лаборатории Касперского».

С октября 2018 года Apple ограничивала инструменты и возможности для разработчиков приложений родительского контроля, заявил регулятор. При этом на устройствах Apple есть аналогичная функция Screen Time («Экранное время»).

Пользуясь доминирующим положением, Apple также может не допускать в App Store любое приложение стороннего разработчика, даже если оно соответствует всем требованиям компании. Комиссия ФАС установила, что Apple злоупотребила доминирующим положением по отношению к разработчикам мобильных приложений. Регулятор выдаст Apple предписание об устранении нарушения.

Доступ в магазин приложений App Store — единственная возможность для разработчиков приложений распространять свои продукты на операционной системе iOS, и крайне важно для обеспечения конкуренции создать недискриминационные условия доступа на рынок.

Алексей Доценко, замруководителя ФАС

О чём спорят Apple и «Лаборатория Касперского»

ФАС возбудила дело против Apple в августе 2019 года. Тогда в «Лаборатории Касперского» заявили, что компания необоснованно заставила её урезать часть функций приложения для родительского контроля Kaspersky Safe Kids. В результате приложение осталось без существенного набора опций.

Это не первый случай, когда Apple отклоняет или ограничивает приложения разработчиков для родительского контроля, отмечал регулятор. С начала 2019 года компания удалила несколько сервисов, объяснив решение заботой о личных данных.

Такие приложения использовали технологию Mobile Device Management (MDM) — она предоставляет сторонним пользователям доступ к местоположению устройства, камере и другим данным и нарушает политику App Store, говорили в Apple. Летом 2019 года компания обновила правила для приложений с родительским контролем: разработчики, использующие MDM, должны запрашивать разрешение на использование такой функции у Apple.

В Apple сообщили vc.ru, что с тех пор разработчики получили одобрение и их приложения для родительского контроля доступны в App Store. Компания также сотрудничала с «Лабораторией Касперского», чтобы её приложение соответствовало требованиям магазина: сейчас у неё 13 приложений в App Store, для них выпущены сотни обновлений. Apple не согласна с решением ФАС и будет его оспаривать.

«Мы гордимся тем, что помогли сотням тысяч разработчиков из России привлечь более миллиарда клиентов из 175 стран мира через App Store», — отметили в Apple. В «Лаборатории Касперского» и ФАС на момент написания заметки не ответили на запрос vc.ru.

Добавлено 11 августа. Конкретные шаги, которые должна будет сделать Apple, будут изложены в решении по делу, текст которого опубликуют в течение десяти дней, сообщили vc.ru в ФАС. Невыполнение в установленный срок предписания влечет штраф в соответствии со ст. 14.31 КоАП и составляет от 1% до 15% дохода на рынке, на котором произошло правонарушение.

Контекст

  • Apple не впервые критикуют за монопольное положение на рынке. В июне 2020 года Epic Games, Basecamp, Tinder и другие разработчики раскритиковали комиссии и «монополию» App Store. В частности, сервисы пожаловались, что Apple угрожает удалением приложений из магазина и ограничивает выбор пользователей в пользу собственных сервисов.
  • После этого Еврокомиссия начала антимонопольные расследования практик Apple из-за Apple Pay и комиссий App Store. В конце июля жалобу на App Store в ЕС подал и Telegram, потребовав разрешить пользователям загружать приложения вне магазина компании.
0
169 комментариев
Написать комментарий...
Zhenya Ptichnikov

А почему подобных дел не заводят на Sony, Microsoft и Nintendo? Ведь без их ведома на их устройства не установить игры, они ещё и большой процент берут за размещение игр в их магазине. У Sony монополия на рынке PlayStation, у Microsoft на рынке Xbox, у Nintendo на рынке Switch.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

1. Руки не дошли
2. Они своим монопольным положением не злоупотребляют. Статью читали? Эпл удалила из стора все проги с определенной функциональностью, а потом презентовала ровно ту же функцию у себя. Владеющие консолями компании такое себе позволяют?

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Мой вопрос больше по искам в Еврокомиссию, про то, что, мол, Эпл совсем обнаглели, сделали свою крутую платформу с огромным количеством пользователей, но для установки приложений на ней требуют соответствие каким-то правилам и ещё 30% дерут, а надо альтернативный магазин(как они на Андроиде поживают, кстати?) и желательно 0% комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
166 комментариев
Раскрывать всегда