Гайд по камеральной проверке в 2024 году

Профессиональные рекомендации адвоката, ключевая информация о прохождении камеральной проверки в 2024 году, а также погружение в базовые налоговые понятия.

Михаил Андреевич Дубровин, адвокат
Михаил Андреевич Дубровин, адвокат

Камеральная проверка - это это форма текущего документального контроля, осуществляемая налоговым органом, за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ).

Данная процедура – это своего рода проверка, которую регулярно проводит налоговая инспекция на основе поданной декларации (расчётов, заявлений о получении налоговых вычетов в упрощённом порядке) и документов, представленных налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом), а также документов, которыми располагает налоговый орган. В частности, следует упомянуть, что камеральная проверка проводится на территории инспекции, за которой вы закреплены, без какого-либо специального решения (п. п. 1, 2, 10 ст. 88 НК РФ).

По моему мнению, основываясь на своей опыте и практике, можно выделить ТОП 5 важных фактов о камеральной проверки:

Факт 1. В рамках камеральной проверки изучаются все представленные налогоплательщиков налоговые декларации (расчёты) независимо от установленной НК РФ периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).

Факт 2. О начале проведения камеральной проверки налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Факт 3. Декларации (расчёты), которые были предоставлены до завершения соответствующего налогового (отчётного) периода, не имеют юридического значения и не подлежат налоговой проверке.

Факт 4. Камеральную проверку не проводят по специальным декларациям, которые поданы физлицами в рамках программы «амнистии капиталов»* (п. 1 ст. 88 НК РФ). В том числе камеральная проверка не проводится, если в течение срока проведения налогового мониторинга представлены декларация (расчёт), в том числе уточненные, за налоговые (отчетные) периоды года, по которым проводится (проводился) налоговый мониторинг**.

* Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 09.03.2022) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

**Исключение: Данное правило не применяется при досрочном прекращении мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой декларации (расчёта). В этом случае камеральная проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Факт 5. Акт камеральной проверки составляется, только при выявлении нарушения (нарушений). Если они не были выявлены, то об окончании камеральной проверки не сообщают.

Виды камеральной проверки: автоматизированная и углублённая:

Камеральная проверка условно проходит в два этапа: автоматизированный контроль, а затем углубленная проверка.

Автоматизированный контроль деклараций (расчетов) происходит без участия инспекторов. Проверку вашей отчетности производит информационная система инспекции.

Если в вашей отчетности были обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, то это причина для проведения ее углубленной проверки.

Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований, которые предусмотрены п. п. 3, 6, 8 - 9, 12 ст. 88 НК РФ. Например, это:

  • заявленный к возмещению из бюджета НДС;
  • заявленные в отчетности налоговые льготы.

При углубленной камеральной проверке инспекция проводит мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет.

Сроки проведения камеральной проверки:

Срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение - декларации по НДС.

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Если день отправки отчетности и день её получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом. Дата окончания проверки в общем случае - соответствующее число через три месяца. Если соответствующее число приходится на выходной (нерабочий) день, то проверка закончится в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если инспекция признает уточнённую декларацию непредставленной, она возобновит проверку ранее поданной декларации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Продление срока камеральной проверки, в общем случае, невозможно. Исключение составляют декларации по НДС, т.к. срок может быть продлён с двух до трёх месяцев, если будут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Приостановление камеральной проверки также не возможности, т.к. это не предусмотрено НК РФ. Однако налоговый орган может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, что наиболее возможно если после окончания проверки уже при рассмотрении её материалов не хватило доказательств, чтобы подтвердить или опровергнуть налоговое правонарушение.

Основания для проведения камеральной проверки:

По общему правилу основанием для проведения камеральной проверки является представленная вами отчетность по налогу на прибыль. Налоговый орган проведет камеральную проверку, если вы подали первичную или уточненную декларацию по налогу на прибыль или налоговый расчет (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

Без декларации (расчета) налоговый орган не сможет провести камеральную проверку, даже если у него есть информация о наличии у вас объекта налогообложения (Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28).

Разберём пошагово как проходит камеральная проверка:

  1. Камеральные проверки инспекция проводит регулярно на основе ваших деклараций (расчетов), а также документов, которые вы представили сами и которые у нее есть.
  2. Инспекция проводит её на своей территории.
  3. Общий срок проверки - три месяца, а для деклараций по НДС - два.
  4. Если по ее результатам проверяющие обнаружат нарушения, то они составят акт. Вы вправе подать на него возражения.
  5. После этого руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть материалы проверки и вынести решение. До вынесения решения могут быть проведены дополнительные мероприятия.
  6. Решение вы можете обжаловать в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

Какие документы запрашивают в ходе камеральной проверки:

В рамках камеральной проверки вашей отчетности нужно представлять по требованию налогового органа (п. п. 6 - 9, 12 ст. 88 НК РФ):

  1. документы, которые подаются вместе с отчетностью. Например, при проверке декларации по налогу на имущество, в которой отражен зачет уплаченного за рубежом налога, следует подать документ об уплате налога за пределами РФ (ст. 386.1 НК РФ);
  2. документы (пояснения), подтверждающие право на льготу, заявленную в отчетности (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  3. счета-фактуры, другие документы, подтверждающие вычеты, если вы подали декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Для подтверждения вычетов налоговый орган запрашивает счета-фактуры, зарегистрированные в книге покупок. Также он может запросить счета-фактуры, включенные в книгу продаж. Последние могут понадобиться проверяющим, чтобы установить, что товары (работы, услуги) приобретены для совершения операций, облагаемых НДС. От этого может зависеть право на вычет (п. 15 Письма ФНС России от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@);
  4. счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям, сведения о которых расходятся в декларациях по НДС у вас и контрагента. Такие документы могут истребовать, если выявлено занижение налога к уплате или завышение возмещения;
  5. документы, подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты;
  6. документы, подтверждающие уменьшение налога к уплате (увеличение суммы возмещения) по уточненной декларации, которая подана через два года и более после окончания срока подачи отчетности;
  7. документы, подтверждающие инвестиционный вычет;
  8. документы, которые затребованы в иных случаях, предусмотренных в ст. 88 НК РФ.

При камеральной проверке контрагента от вас потребуется представлять документы или информацию о его деятельности (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При камеральной проверке лица, которое не является вашим контрагентом, вы также должны по требованию налогового органа представлять документы или информацию о деятельности этого лица, если располагаете ими (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Как оспорить результаты камеральной проверки?

В случае если налоговый орган составить акт в результате камеральной проверки, вы вправе составить на него возражения. В процессе подготовки возражений, необходимо проанализировать как проводить сама процедура камеральной проверки, были ли допущены нарушения, которые повлекли или могли повлечь неправомерность решения, или не доказал обстоятельства, на которые ссылается. Например: проверяемое лицо не извещено должным образом о времени и месте рассмотрения материалов и фактически не участвовало в нём; не обеспечена возможность ознакомления проверяемого лица с материалами проверки, несмотря на его заявление и т.д.

Решение по итогам камеральной проверки, который вынес руководитель инспекции (его заместитель), вы вправе обжаловать, но следует держаться следующего порядка: сначала обжалование происходить в вышестоящем налоговом органе, а затем только в суде.

На что обратить внимание при уточнении сведений при камеральной проверке?

При обнаружении ошибки в отчетности, которая привела к занижению налога, вы должны подать уточненную декларацию или расчет. Если ошибка привела к завышению суммы налога, вы вправе подать уточненную отчетность, но не обязаны этого делать (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 N 03-04-05/8-751, от 26.03.2010 N 03-02-07/1-130). Если противоречие или несоответствие данных заметил сам налоговый орган, то на практике он требует от налогоплательщика в течение пяти дней представить объяснения или внести исправления в отчетность. Такое право предоставлено им п. 3 ст. 88 НК РФ.

Своевременное внесение исправлений в отчетность поможет вам снизить сумму пеней. А при определенных условиях вы сможете даже избежать штрафа за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), а также за грубое нарушение правил учета, которое повлекло занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога (ст. 123 НК РФ). Это следует из п. п. 3, 4, 6 ст. 81 НК РФ.

В случае, если возникла ситуация, при которой налогоплательщик представляет уточнённую налоговую отчётность за проверяемый в ходе камеральной проверки период, следует исходить из следующего:

  1. Подача уточненной отчетности влечет завершение проверки первичной отчетности и начало проверки уточненной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В частности, это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение трех месяцев после представления уточнённых данных (п. 2 ст. 88 НК РФ). Особенно этот вопрос важен для плательщиков НДС, которые заявили сумму налога к возмещению. Ведь решение о возмещении суммы НДС налоговый орган принимает только по окончании камеральной проверки (п. п. 1, 2 ст. 176 НК РФ). Если уточненная декларация (расчет) признана непредставленной, то камеральная проверка возобновляется по ранее представленной налоговой декларации (расчету). При этом срок прекращенной камеральной проверки не учитывается (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
  2. Если уточненная декларация (расчет) подается в связи с выявленной недоимкой, то:
  • по общему правилу это не освободит налогоплательщика от доплаты налога и уплаты пеней.
  • это может при определенных условиях освободить налогоплательщика от ответственности за неуплату налога, грубое нарушение правил учета, которое привело к занижению налоговой базы, неудержание и (или) неперечисление налога налоговым агентом (п. 3 ст. 120, ст. ст. 122, 123 НК РФ).

Что будет после камеральной проверки?

Итоговое решение по результатам проверки налоговый орган принимает после рассмотрения материалов проверки, в том числе ваших возражений на акт, если вы их подавали (п. п. 1, 4, 7 ст. 101 НК РФ).

И уже после этого руководитель инспекции (его заместитель) принимает одно из решений (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности, если инспекция выявила нарушения, но привлечь к налоговой ответственности вас нельзя;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке. На практике по камеральным проверкам такое решение принимают достаточно редко.

При этом решение не обязательно вынесут в тот же день, когда рассмотрят материалы. Это может произойти и позже. Его должны вынести в течение 10 рабочих дней после того, как закончится срок для возражений на акт проверки, а затем передать вам в течение пяти рабочих дней после вынесения (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100, п. п. 1, 9 ст. 101 НК РФ, п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Вы вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Если после вступления решения в силу вы не уплатили недоимку, то инспекция ее принудительно взыщет.

Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных?

  1. Основание проверки. Камеральную проверку проводят без специального решения, основание - декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию или которые имеются у нее (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  2. Предмет проверки. При камеральной проверке проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность её сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались, либо право на получение вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК РФ).
  3. Период проверки. Камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  4. Место проверки. Камеральную проверку проводят на территории инспекции, без выезда к вам (п. 1 ст. 88 НК РФ). Выездную проверку обычно проводят на вашей территории. Но если вы не можете предоставить помещение, то её проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  5. Срок проверки. Камеральную проверку на основании отчетности проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок нельзя продлить. Исключение - декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений. Камеральную проверку по заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке проводят в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления. Этот срок можно продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ). Срок выездной проверки - два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех - шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки - не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК РФ). В отличие от камеральной проверки выездную могут приостановить.
  6. Периодичность проверки. Камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету, заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке), в том числе и по уточненной декларации (расчету) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ).
  7. Мероприятия налогового контроля. В рамках камеральной проверки они используются не так широко. Так, проверяющие могут запрашивать у вас дополнительные документы только в строго определенных случаях. Например, если вы заявляете НДС к возмещению или применяете налоговые льготы (для их подтверждения) (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ). Они также могут проводить и другие мероприятия, но делают это редко. При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 - 97 НК РФ): истребовать документы, которые относятся к предмету проверки; допросить свидетелей; провести инвентаризацию имущества; привлечь эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке; провести осмотр помещений и территорий; сделать выемку документов и предметов.
  8. Оформление результатов проверки. По итогам камеральной проверки оформляют акт, только если есть нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Какие есть примеры нарушений после камеральной проверки?

В подавляющем числе случаев, нарушения возникают при заявительном порядке возмещения НДС, когда налогоплательщик, который изъявляет желание заявить о возмещении налога в декларации, подаёт заявление после камеральной проверки.

В особенности правовые риски наступают при подаче уточненной декларации. Например:

  • Если налоговый орган еще не принял решение о возмещении налога в заявительном порядке, то после подачи уточненной декларации такое решение не будет принято (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). То есть это заявление не будет иметь последствий.
  • Если уточнённая декларация подана, когда решение о возмещении налога уже принято, но до окончания камеральной проверки ранее представленной декларации (до окончания срока проведения налогового мониторинга, но не позднее дня составления мотивированного мнения), то решение о возмещении НДС отменяется*. Решение об отмене будет принято в течение 10 дней со дня подачи уточненной декларации. Налоговый орган уведомит о нем налогоплательщика, которому придется вернуть полученные суммы возмещенного налога с процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).

*Исключение: сумма возмещенного налога, полученного налогоплательщиком на дату подачи уточнённой декларации, меньше или равна сумме НДС, возмещаемой в заявительном порядке по уточненной декларации. В этом случае решение о возмещении отмене не подлежит (п. 24 ст. 176.1 НК РФ); сумма возмещенного налога, полученного налогоплательщиком на дату подачи уточнённой декларации, превышает сумму НДС, подлежащую возмещению в заявительном порядке по уточненной декларации. В этом случае решение о возмещении отменяется только в части такого превышения. Соответственно, налогоплательщику надо вернуть только сумму превышения (с процентами).

Советы по прохождению камеральной проверки:

Первично следует отменить необходимость ведения строгого документального оборота и отчётности, чтобы в случае затребования налоговым органом данных документов, они смогли подтвердить данные, на которые вы ссылаетесь в налоговой декларации (расчётах, заявлениях о получении налоговых вычетов в упрощённом порядке).

Кроме того, при подготовке к камеральной проверке следует не только изучить положения НК РФ, то и ряд дополнительных документов. В частности, рекомендации по проведению камеральных проверок, которые приведены в Письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705; Письма ФНС России, которые направлены для обязательного применения нижестоящими налоговыми органами. Например, Письмо ФНС России от 27.07.2018 N ММВ-20-15/85@ (о сокращении сроков камеральной проверки по акцизам).

22
реклама
разместить
Начать дискуссию