Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

В феврале 2024 года произошли существенные изменения в методике расчётов по укрупнённым нормативам цены (УНЦ) для электросетевого комплекса. Новый Приказ Минэнерго № 131, вступивший в силу 26 февраля, значительно расширил и усложнил процедуру расчётов. Документ объёмом в 250 страниц ввел дополнительные расценки, установил новые коэффициенты и определил границы применения нестандартных технологических решений.

Реакция отрасли на нововведения была масштабной. Ещё до публикации Приказа нам, как разработчикам нормативов, стали поступать многочисленные вопросы по новой методике. В ответ на возросший интерес мы провели образовательные события: однодневный семинар и серию из четырех вебинаров. По результатам, удалось сформировать активное профессиональное сообщество в группе Telegram, где сегодня около 200 специалистов по электросетевому планированию задают вопросы, получают ответы от экспертов и общаются с коллегами.

В июле–августе электросетевые организации получили первые замечания от регулятора к инвестиционной программе с расчётами по новой методике. Анализ этих комментариев показал, что большинство из них можно легко устранить при более тщательном изучении методики Приказа № 131. Глубокое понимание новых требований позволяет избежать типичных ошибок и значительно повысить качество подготовки документации.

Наиболее распространенные ошибки

Мы подобрали наиболее распространённые ошибки, которые можно исправить, просто проявляя чуть больше внимательности.

1. Пересчёт стоимости по новым УНЦ по номеру расценки без учёта содержания обновлённых нормативов.

Например, в первоначальном расчёте, выполненном согласно Приказу Минэнерго № 10, применили расценку А1-02 для трёхфазного прибора учёта. При актуализации расчёта оставили ту же расценку, но использовали стоимость из Приказа Минэнерго № 131. Однако в обновлённом сборнике расценка А1-02 подразумевает установку однофазного прибора учёта в разрыв несущего провода на опоре ВЛ 0,4 кВ с изолированными проводами.

Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

2. Необоснованный учёт расценок применительно к утверждённым технологическим решениям.

Эта ошибка возникает при несоответствии используемых расценок фактическим техническим решениям проекта. Основные варианты ошибок:

- отсутствие актуальных обосновывающих материалов: часто встречается устаревшая пояснительная записка главного инженера (ПЗГИ) или несоответствие формулировок в ПЗГИ формулировкам из нового сборника УНЦ;

- некорректная замена расценок: применение новых расценок из обновленных нормативов без детального изучения проектных решений приводит к несоответствию между расценками и фактическими техническими характеристиками оборудования.

3. Некорректный учёт затрат на ПИР.

При увеличении стоимости оборудования часто не производится замена расценки П6 на соответствующую новому ценовому диапазону, а лишь обновляется стоимость в рамках прежней расценки. Это нарушает методологию расчета и приводит к искажению итоговых затрат на ПИР.

Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

4. Необоснованный учёт ненормируемых затрат.

Часто встречается включение таких затрат без утвержденной проектно-сметной документации (ПСД), что означает отсутствие официального обоснования для этих расходов. Другой аспект проблемы — несоответствие объёма учтённых затрат сметной документации, когда суммы в расчётах не совпадают с данными в официальной смете.

Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

Кейс: Комплексная корректировка расчёта УНЦ для проекта с установкой АИИС КУЭ

Исходная ситуация: проект установки оборудования АИИС КУЭ изначально рассчитывался с применением методики Приказа Минэнерго № 10 и включал четыре основные расценки:

1. Прибор учёта трехфазный (А1-02).

2. Прибор учёта трехфазный для ПС (ЗПС) (А1-05).

3. ПКУ с ТТ и ТН (А1-07).

4. ИВКЭ для ПС (ЗПС) 35 кВ и выше (А2-02).

Ошибка при актуализации: при переходе на новый Приказ № 131 были сохранены старые номера расценок с обновлением только стоимости, что привело к несоответствию расценок фактическому объему работ и оборудования.

Корректировка:

  1. Установка шкафов ТКУ: применена расценка А2-02 (близкая по наполнению).
  2. Установка шкафов ЦКУ: использована расценка А5-05 (выбрана по количеству серверов и коммутаторов согласно спецификации в проектной документации).
  3. Установка трехфазных приборов учета: применена расценка А1-29 вместо прежней А1-02.
  4. Установка автоматизированного рабочего места АИИС КУЭ: добавлена расценка А1-78.
  5. Прокладка кабеля «витая пара»: добавлена расценка А1-74 (применение расценки обосновано большим объёмом кабеля, несмотря на возможное частичное дублирование с А1-29. Расценка А1-29 также включает кабель, но его достаточно только для подключения счётчика к ближайшей точке).
  6. Прокладка контрольного кабеля: добавлены расценки Н3.

Результат: Расчёт претерпел существенные изменения, став более точным и соответствующим реальному объёму работ и оборудования. Были не только актуализированы стоимости, но и полностью пересмотрены применяемые расценки с учётом специфики нового сборника.

Вывод: этот случай подчеркивает важность:

1. Внимательного изучения проектной документации.

2. Точного соответствия применяемых расценок фактическим техническим характеристикам и объёмам работ в проекте.

3. Полного пересмотра расценок при переходе на новый нормативный документ, а не только обновления стоимости.

4. Учёта всех компонентов проекта, включая кабельную продукцию и дополнительное оборудование, которые могли быть упущены в первоначальном расчете.

Стратегии учёта нетиповых технологических решений в расчёте по УНЦ

Нетиповые технологические решения применяются в случаях, когда справочник УНЦ не содержит подходящую расценку. Согласно пункту 8 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, ненормируемые затраты возможно включить только при наличии утверждённой ПСД

При этом возникает дилемма:

  • Невключение необходимых «неунцируемых» затрат может привести к срыву проекта из-за недостаточного финансирования.
  • Включение таких затрат без утверждённой проектно-сметной документации (ПСД) может вызвать замечания регулятора.
Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

Поделюсь, какие варианты разрешения этой дилеммы видим мы. Эти варианты не являются руководством к действию, а скорее представляют собой возможные подходы к решению проблемы.

Стратегия «Применение схожих расценок»

Для нетипового оборудования, отсутствующего в УНЦ, можно выбрать наиболее близкую по функционалу расценку и подготовить детальное обоснование для регулятора.

Пример 1. Модернизация шкафа управления реклоузера

Проект предусматривает модернизацию или замену шкафа управления реклоузера, для которого отсутствует прямая расценка в Приказе № 131.

Возможные действия:

- провести анализ имеющихся расценок в Приказе № 131;

- выбрать расценку И12-06 «Прочий шкаф (панель)» как наиболее близкого аналога;

- применить выбранную расценку с подробным обоснованием;

- дополнительно учесть затраты на кабельное хозяйство, так как они не входят в расценку И12–06.

Наиболее распространённые ошибки по УНЦ

Ожидаемый результат:

- основная часть затрат на модернизацию шкафа управления реклоузера учтена в проекте;

- снижен риск срыва инвестиционного проекта;

- подготовлено обоснование для потенциальных вопросов Регулятора.

Даже если в Приказе № 131 отсутствует на 100% подходящая под ваше оборудование расценка, необходимо тщательно изучить расценки для учёта полных или частичных объёмов применительно.

Пример 2: Установка КТП с нестандартной мощностью

При установке комплектной трансформаторной подстанции (КТП) с мощностью трансформатора, превышающей доступные в УНЦ значения, возможны следующие подходы:

  1. Выбор расценки с максимальной доступной мощностью.
  2. Рассмотрение варианта применения кратного количества единиц оборудования для соответствия требуемой мощности.

Несмотря на то, что регулятор может не одобрить такой подход, попытка обоснования этого решения предпочтительнее полного отсутствия учёта затрат.

Стратегия «Обоснование затрат на нетиповые решения»

Предоставить детальное обоснование каждой нестандартной позиции и наладить открытый диалог с регулятором для согласования учёта этих затрат в проекте.

Ключевые аспекты:

  1. Убедительно обосновать применение аналогов «неунцируемых» затрат.
  2. Предоставить подробный список расценок-аналогов.
  3. Детально описать все планируемые работы.

Пример реализации стратегии

Проект предусматривает нетиповые решения, такие как:

- замена подводной части КЛ;

- установка разъединителей;

- работы на кабельных переходах через пролив;

- устройства противодроновой защиты объекта;

- разминирование;

- защита объектов от внешней военной угрозы.

Возможное решение:

Подготовка детальных обосновывающих материалов, которые включают:

- подробное описание всех производимых работ;

- стоимость работ в разрезе смет;

- комментарии о причинах необходимости включения затрат;

- excel-таблицу со всеми «неУНЦируемыми» позициями, их стоимостью и обоснованием;

- акцент на критической важности объекта для инфраструктуры;

- обоснование срочности работ в текущих условиях;

- инициирование диалога с регулятором для обсуждения и согласования включения затрат.

Такой подход позволяет не только обосновать необходимость нестандартных затрат, но и продемонстрировать регулятору прозрачность и обоснованность планируемых работ, что увеличивает шансы на их одобрение.

Главное в методике

При работе с новой методикой важно понимать, что обновление укрупненных нормативов цены (УНЦ) обусловлено объективными факторами:

1. Реальные изменения на рынке оборудования и услуг.

2. Глобальные экономические и технологические тенденции.

3. Поправки в нормативную базу электроэнергетики.

4. Развитие технологий в отрасли.

Корректное применение УНЦ-2024 создает надежную основу для успешной реализации инвестиционных проектов в электросетевом комплексе.

Ключевые аспекты для успешного использования новой методики:

1. Тщательное изучение изменений в структуре и содержании УНЦ.

2. Гибкий подход к выбору и обоснованию расценок.

3. Готовность к диалогу с регулятором по нестандартным решениям.

4. Постоянное повышение квалификации специалистов в области инвестиционного планирования.

Новая методика УНЦ — это не препятствие, а инструмент для более точного и эффективного планирования инвестиций. Грамотное применение УНЦ-2024 позволит электросетевым компаниям оптимизировать затраты, повысить прозрачность инвестиционных процессов и обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры. Адаптация к новым нормативам требует времени и усилий, но в долгосрочной перспективе приведет к повышению эффективности всего электросетевого комплекса.

Рекомендации давал

Павел Кузьмин — эксперт в области инвестиционного планирования и применения укрупнённых нормативов цены в электроэнергетике.

Больше про УНЦ, энергетику, инвестиционные программы электросетевых компаний в нашем канале GIPRO Проекты энергетики.

55
Начать дискуссию