Налог с фиксированной прибыли КИК в РФ: что изменится с 2025 года?

В сентябре 2024 года в российских налоговых правилах произошли значительные изменения, касающиеся налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). С 2025 года российские налоговые резиденты, контролирующие КИК, столкнутся с новыми требованиями и изменениями в порядке расчета и уплаты налога с фиксированной прибыли. В данном материале мы подробно рассмотрим, что изменится в налогообложении КИК с 2025 года, какие новые ставки и правила вступят в силу, и как российским контролирующим лицам подготовиться к этим изменениям.

Налог с фиксированной прибыли КИК в РФ: что изменится с 2025 года?
Налог с фиксированной прибыли КИК в РФ: что изменится с 2025 года?

Новые правила налога с фиксированной прибыли КИК с 2025 года

С 1 января 2025 года вступают в силу поправки к Налоговому кодексу РФ, внесенные Федеральным законом от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ. Эти изменения затрагивают порядок расчета налога с фиксированной прибыли КИК для физических лиц — налоговых резидентов РФ, контролирующих иностранные компании.

Ранее налог с фиксированной прибыли КИК составлял 5 миллионов рублей независимо от количества контролируемых компаний. Теперь же сумма налога будет зависеть от количества КИК, которыми владеет контролирующее лицо. Фиксированные суммы прибыли КИК определены следующим образом:

Фиксированные суммы прибыли КИК
Фиксированные суммы прибыли КИК

Налог будет рассчитываться по прогрессивной шкале НДФЛ, вступающей в силу с 2025 года (пункт 1 статьи 224 НК РФ в новой редакции). Для контролирующих лиц одной КИК сумма налога останется прежней — 5 миллионов рублей. Однако для тех, кто владеет двумя и более КИК, налоговая нагрузка существенно возрастет.

Как изменится сумма налога в зависимости от количества КИК

Изменения в законодательстве приводят к тому, что сумма налога будет расти с увеличением количества контролируемых КИК. Рассмотрим конкретные примеры расчета налога в зависимости от числа КИК.

Для одной КИК:

Налог = 3 402 000 + (27 990 000 – 20 000 000) × 20% = 5 000 000 рублей

Для двух КИК:

Налог = 9 402 000 + (52 718 000 – 50 000 000) × 22% = 9 999 960 рублей

Для пяти и более КИК:

Максимальная сумма налога ограничена 25 миллионами рублей.

Таким образом, налоговая нагрузка для контролирующих лиц нескольких КИК увеличится вдвое и более. Это важно учитывать при планировании финансовой деятельности и выборе режима налогообложения.

Преимущества и недостатки фиксированного налога на прибыль КИК

Перед выбором режима налогообложения контролирующим лицам необходимо взвесить все плюсы и минусы фиксированного налога с прибыли КИК.

Преимущества фиксированного налога:

  • Снижение отчетности и документооборота. Нет необходимости ежегодно представлять финансовую отчетность КИК в налоговые органы.
  • Фиксированная сумма налога. Налог не зависит от реальной прибыли КИК, что может быть выгодно при высокой прибыли.
  • Отсутствие штрафов за непредставление документов. Предоставление финансовой отчетности не требуется, соответственно, нет риска штрафных санкций за ее непредставление.
  • Упрощение налогового администрирования. Нет необходимости детально рассчитывать прибыль каждой КИК по российским стандартам.

Недостатки фиксированного налога:

  • Повышенная налоговая нагрузка при нескольких КИК. С 2025 года сумма налога растет с увеличением количества КИК.
  • Отсутствие учета убытков. Налог уплачивается даже в случае убытка КИК.
  • Обязательность применения режима. Выбрав фиксированный налог, контролирующее лицо обязано применять его не менее пяти налоговых периодов.
  • Нет права на льготы и освобождения. Нельзя воспользоваться освобождениями от налогообложения прибыли КИК, предусмотренными ст. 25.13-1 НК РФ.
  • Ограничения при получении дивидендов. Невозможно применить освобождение от НДФЛ в отношении дивидендов, полученных от КИК.

Таблица сравнения преимуществ и недостатков:

Преимущества и недостатки фиксированного налога на прибыль КИК
Преимущества и недостатки фиксированного налога на прибыль КИК

Процедура отказа от фиксированного налога: что нужно знать

В связи с предстоящими изменениями многие контролирующие лица задаются вопросом о возможности отказа от режима фиксированного налога. Согласно НК РФ, налогоплательщик, выбравший данный режим, обязан применять его не менее пяти налоговых периодов. Однако есть исключения.

Важно знать:

  • Досрочный отказ возможен. Если в период применения фиксированного режима увеличивается сумма налога, налогоплательщик имеет право отказаться от него досрочно.
  • Сроки уведомления. Для отказа от режима с 2025 года необходимо подать уведомление в налоговый орган до 31 декабря 2024 года.
  • Порядок подачи уведомления. Уведомление подается в письменной форме в налоговый орган по месту жительства контролирующего лица.
  • Последствия отказа. После отказа налогоплательщик переходит на общий порядок налогообложения прибыли КИК, предусматривающий расчет налога исходя из фактической прибыли.

Практический совет:

Мы рекомендуем заранее оценить все последствия отказа от фиксированного режима. Необходимо учитывать возможность подготовки и предоставления финансовой отчетности каждой КИК, а также оценить потенциальную налоговую нагрузку при общем режиме налогообложения.

Особенности финансовой отчетности для КИК из недружественных стран

Одним из ключевых моментов при переходе на общий режим налогообложения является обязанность предоставления финансовой отчетности КИК. В текущих геополитических условиях это может вызывать трудности, особенно если КИК зарегистрирована в "недружественной" стране.

С какими проблемами можно столкнуться:

  • Затрудненная коммуникация. Ограничения в связи с санкциями могут осложнить взаимодействие с директорами, аудиторами и секретарями КИК.
  • Требования к отчетности. Для КИК из стран, с которыми нет автоматического обмена информацией, требуется предоставление аудированной отчетности.
  • Правовые ограничения. Некоторые страны могут запрещать или ограничивать подготовку отчетности по запросам российских налогоплательщиков.

Решение проблемы:

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ предоставляет возможность составлять финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО) независимо от юрисдикции регистрации КИК. Это позволяет обойти ограничения и своевременно предоставить необходимую отчетность в налоговые органы РФ.

Рекомендации:

  • Планируйте заранее. Учитывайте возможные сложности и начинайте подготовку отчетности заблаговременно.
  • Обратитесь к экспертам. При необходимости воспользуйтесь услугами профессиональных консультантов для составления отчетности по МСФО.
  • Следите за законодательством. Тщательно изучайте актуальные нормативные акты, регулирующие порядок предоставления отчетности.

Как подготовиться к изменениям и выбрать оптимальный режим

Перед каждым контролирующим лицом встает вопрос: продолжать ли применять фиксированный налог с учетом новых ставок или перейти на общий режим налогообложения прибыли КИК. Для принятия обоснованного решения следует:

  • Проанализировать финансовые показатели КИК. Оцените реальную прибыль или убытки каждой компании за последние годы.
  • Рассчитать возможную налоговую нагрузку. Сравните сумму налога при фиксированном режиме и при общем порядке налогообложения.
  • Оценить возможности по подготовке отчетности. Убедитесь, что сможете своевременно предоставить финансовую отчетность каждой КИК в налоговые органы РФ.
  • Учитывать долгосрочные планы. Планируйте не только на ближайший год, но и на несколько лет вперед, учитывая обязательства по применению выбранного режима.
  • Консультироваться с профессионалами. Обратитесь за советом к налоговым юристам или консультантам, чтобы учесть все нюансы законодательства.

Практический пример:

Предположим, контролирующее лицо владеет тремя КИК, общая прибыль которых составляет 60 миллионов рублей в год. При фиксированном налоге с 2025 года сумма налога составит около 15 миллионов рублей. Если перейти на общий режим и учесть льготы и освобождения, налоговая нагрузка может быть снижена. Однако нужно учитывать затраты на подготовку отчетности и риск штрафов за ее несвоевременное предоставление.

Заключение

Изменения в порядке налогообложения прибыли КИК с 2025 года существенно влияют на налоговую стратегию контролирующих лиц. Увеличение суммы фиксированного налога заставляет многих пересмотреть целесообразность его применения. Принимая решение, важно тщательно взвесить все факторы: размер реальной прибыли КИК, возможности по подготовке отчетности, наличие льгот и освобождений.

Мы рекомендуем контролирующим лицам провести комплексный анализ своей ситуации и, при необходимости, обратиться за профессиональной помощью. Это позволит оптимизировать налоговую нагрузку и обеспечить соответствие требованиям законодательства.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы получать актуальные новости и экспертные комментарии в области налогового законодательства.

Более подробную информацию вы можете найти в нашей статье: Налог с фиксированной прибыли КИК в РФ: что изменится с 2025 года.

Начать дискуссию