Антикризисный или судебный PR, как он помогает выиграть в суде

Судебный пиар (он же конфликтный, антикризисный, правовой) — это способ управление коммуникациями во время или до судебного разбирательства. Публикации в СМИ и освещение у лидеров мнений помогают привлечь внимание общественности и добиться объективного судебного разбирательства.

За последнее время мы наблюдаем рост влияния общественного мнения в судебных делах. Согласно исследованию, исход публичных судебных споров всё чаще решается в медийном поле. Как это произошло, например, с резонансными делами Ивана Голунова и Михаила Ефремова, Аяза, Блиновской и т.п.

Когда надо подключать судебный пиар и как он работает

Судебный PR нужно подключать, когда ваш оппонент решает спор неправовыми способами и когда есть вероятность принятия судом субъективного решения. Это касается споров с государством, при рейдерских захватах бизнеса и недвижимости, в спорах, где физическое лицо выступает против корпорации или же просто с влиятельным человеком, у которого есть "связи", а также при защите прав потребителей.

В России быстрее всего информация о судебных спорах распространяется через Telegram. В первую очередь участники исследования назвали общественно-политические и новостные каналы, включая Два майора, Mash, "Топор", "Незыгарь", "Бойлерная" и некоторые авторские каналы публичных личностей. Например, Ксении Собчак или Кати Гордон. Среди самых эффективных каналов судебного PR участники исследования назвали:

- публичные Telegram-каналы 56%;

- публикации в печатных СМИ 68%;

- выходы на ТВ 60%;

- распространение информации среди блогеров и лидеров мнений 48%.

Также опрос показал, что у многих юристов и истцов уже есть опыт с привлечением внимания общественности. 78% из которых отметили, что PR-сопровождение позитивно повлияло на исход судебного спора.

В большинстве таких случаев главная задача пиарщиков — это перевести историю с юридического языка на человеческий. Упаковать кейс для СМИ и общественности, выбрать наиболее эффективные каналы продвижения, достать смыслы и усилить эмоциональную составляющую. Ни один публичный судебный спор не обходится без привлечения блогеров и лидеров мнений.

Например, после того как петицию о защите прав фристайлистки Марии Комиссаровой в судебном споре с доктором Блюмом поддержали модель Елена Перминова и телеведущая Евгения Воскобойникова, обращение подписали более 5 тысяч человек и дело взял на личный контроль председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. В этом случае общественный резонанс позволил обратить на себя внимание очень важного человека.

Основные заблуждения по поводу судебного PR
В работе с клиентами мы часто сталкиваемся с рядом заблуждений, которые мешают в решении судебного спора. Вот они:

- «Давайте дождёмся первых заседаний суда и по результатам запустим PR». На что мы отвечаем, что сложные судебные споры требуют более тщательно спланированной стратегии и ее необходимо прописать заранее — хотя бы за месяц до подачи иска или до судебного заседания. Необходимо спланировать сразу несколько информационных волн, расписать работу с возражениями, тонкие места своей позиции и позиции оппонента, спрогнозировать несколько вариантов событий, чтобы быть готовым к ответным действиям с той стороны. Но когда дело уже в суде, то тут не до расписывания стратегий: реагировать надо быстро и чётко. Проще и эффективнее привлечь внимание СМИ в самом начале процесса, в момент подачи иска. Чтобы та сторона поняла, что процесс будет освещаться в прессе. Это их и пугает, что на это дело могут обратить внимание надзорные органы и это точно заставит соблюдать закон и действовать по правилам.

- «Публичность нервирует судью». Конечно нервирует, в этом то и прикол, что судьи не любят общественный резонанс. Однако шансы получить объективное решение повышаются, когда за судебным процессом следит СМИ и лидеры мнений. И даже если судьи против общественного резонанса и это их действительно злит, публичность процесса позволяет претендовать на более-менее объективное решение.

- «Наш адвокат сам будет заниматься прессой». Уверяю, нет, не будет! У них не хватает времени на подобное, им некогда заниматься разрешением вопросов вне их компетенции, хоть они и тесно связанны с их делами. И даже если дело попадает в новости, адвокаты обычно оставляют освещение в СМИ на волю случая. Мы же регулярно работаем со СМИ и можем приукрасить историю клиента в наиболее выгодном свете.

- «Мы не можем рассказать вам всё до конца». Это мое самое любимое.) На что мы всегда говорим, что юристам, врачам, психологам и пиарщикам всегда надо говорить правду, мы должны знать обо всех нюансах спора. Как правило, это приводит к тому, что рано или поздно такие скрываемые факты используют оппоненты. И тогда отрабатывать негатив приходится в срочном порядке, без подготовки и детальной проработки. Наличие плана отработки негатива может значительно уменьшить ущерб репутации по мере развития судебного спора. А знание слабых сторон позиции до начала судебного спора поможет хорошо подготовиться к ответным действиям на случай их возникновения.

- «Без комментариев». На мой взгляд, это очень неправильная позиция. Если журналисты узнают, что ваш пиарщик или адвокат — надёжный источник информации, который быстро идёт на контакт, а значит, помогает и упрощает их работу, то шансы получить освещение вашего дела в нужном свете значительно увеличиваются. А вот игнорирование приводит к ослаблению позиции молчаливой стороны: её перестают поддерживать лидеры мнений и журналисты.

Ну и резюмируем это всё. Судебный PR необходимо применять, когда ваш оппонент решает спор неправовыми способами, использует свои "связи" или когда есть вероятность принятия судом субъективного решения.

Для продвижения судебных споров мы используем несколько каналов: СМИ, телеграм-каналы, различные соцсети, привлекаем блогеров, лидеров мнений и даже депутатов, которые отправляют неудобные депутатские запросы.

Главной задачей PR-специалиста в судебном споре состоит в том, чтобы перевести историю с юридического языка на человеческий, упаковать кейс для СМИ и общественности, выбрать эффективные каналы публикаций. И самое главное — усилить эмоциональные составляющие, чтобы ваше дело выглядело резонансным на фоне подобных дел.

В России быстрее всего информация о судебных спорах распространяется через Telegram. Там и реакция быстрее, и степень доверия к ним довольно высока. Не мне вам говорить, но ни один публичный судебный спор не обходится без привлечения блогеров и лидеров мнений. Молчать, не давать комментарии, обманывать ваших пиарщиков и журналистов, не работать с общественным мнением в тех судебных спорах, в которых это уместно, — это самые частые ошибки в решении судебного спора.

Желаю всем, чтобы эта информация никому не понадобилась, но если что, знайте — я смогу вам помочь! Связь в телеграм: @tov_yushin

11
Начать дискуссию