Требования к участникам закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ – это сложный и многогранный процесс, который регулирует приобретение товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Для участия в таких закупках необходимо соответствовать ряду требований, которые устанавливаются законодательством.

В этой статье мы детально разберем, какие требования предъявляются к участникам закупок по 44-ФЗ, какие документы необходимо предоставить, а также какие ограничения могут быть наложены на участие в определенных видах закупок.

Понимание этих нюансов позволит потенциальным участникам закупок определить свою возможность участвовать в торгах и избежать распространенных ошибок, которые могут привести к отклонению заявки.

Требования к участникам закупок по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает ряд единых требований, обязательных для всех участников конкурентных процедур. Соответствие этим требованиям компания-участник подтверждает в форме произвольной декларации, но заказчик может проверить их доступными ему способами:

  • Компания-участник должна соответствовать требованиям закона к лицам, которые поставляют товары, выполняют работы, оказывают услуги, являющиеся объектом закупки. Документы, подтверждающие соответствие, прикладываются к заявке:

— лицензии (должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и представлены в виде выписки из реестра лицензий);

— выписка из СРО (должна быть оформлена не более месяца назад; в случае оказания строительных услуг, выписка должна содержать уровень ответственности компании по строительству);

— решение о крупной сделке (если учредитель один) или протокол собрания учредителей (если учредителей несколько).

ВАЖНО! Обращайте внимание на срок действия решения о крупной сделке. Если этот срок не указан в самом документе, то по умолчанию он считается равным одному году, и по истечении этого срока документ считается недействительным – вашу заявку могут отклонить.

  • Компания-участник не должна находиться в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности. Заказчик не может потребовать у участника документ, подтверждающий отсутствие состояния ликвидации или банкротства, но может проверить статус поставщика с помощью специализированных интернет-сервисов. Приостановление деятельности заказчик может определить по выписке ЕГРЮЛ.
  • Участник не должен иметь долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам больше 25% балансовой стоимости активов. Отсутствие задолженности заказчик может установить либо с помощью сервиса проверки контрагентов, либо направив запрос в налоговую.

ВАЖНО! ФНС отвечает на такие запросы в течение месяца, и если заказчик выберет этот способ, а ответ о наличии задолженности у поставщика придет уже после того, как он выиграл торги, последствия могут быть очень серьезными: контракт с таким поставщиком будет расторгнут, и его включат в РНП.

  • У руководителя организации и главного бухгалтера не должно иметься судимости по статьям о незаконном предпринимательстве и взяточничестве, а организация не должна быть привлеченной кответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица в течение последних двух лет.
  • Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
  • Отсутствие конфликта интересов: должностные лица компании-заказчика, имеющие отношение к проведению закупки (руководитель компании-заказчика, члены комиссии, члены контрактной службы и т.п.) не должны состоять в родственных связях с сотрудниками компании-поставщика.
  • Компания не должна быть зарегистрирована в офшоре и не должна иметь статуса иностранного агента.
  • Компания не должна иметь ограничений для участия в госзакупках, установленных законодательством Российской Федерации: правительство может вносить дополнительные ограничения и специфические условия для поставщиков по некоторым видам закупок.

Также заказчик может включить в закупку требование об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Сейчас, если заказчик такое требование не установил, то участник, включенный в РНП, имеет право участвовать в закупке. Однако в ближайшее время планируется введение изменений в законодательство, согласно которым требование к отсутствию в РНП поставщиков по 44-ФЗ станет обязательным.

По отдельным видам закупок ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ предусматривают установление дополнительных требований к участникам закупок.

Ч. 2 ст. 31 устанавливает дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг, в том числе наличия у них:

— финансовых ресурсов для исполнения контракта;

— оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта;

— опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

— необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации.

К таким закупкам относятся закупки работ по сохранению объектов культурного наследия, работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства, услуг по техническому обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и др.

Детально дополнительные требования к участникам таких закупок регламентирует Постановление Правительства РФ N 2571.

Заказчик перед объявлением закупки должен проверить, подпадает ли ее предмет под действие ПП 2571. Если да, то он обязан выставить дополнительные требования к поставщикам: указать в закупочной документации, какой пункт ПП 2571 применяется и какие именно требования устанавливаются к участникам.

Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям, поставщик должен загрузить ещё до подачи заявки. Оператор площадки проверяет их, и в положительном случае система позволяет подать заявку. При этом документы, проверенные оператором, автоматически загружаются в заявку. Если предоставленные участником документы не соответствуют требованиям – например, не хватает опыта исполнения контрактов – заявку подать не получится.

Дополнительные требования к участникам закупки, вытекающие из ПП 2571, указаны внизу первой страницы извещения о закупке в ЕИС.

Подробнее расскажем о том, как подтвердить опыт работы по ПП 2571. Это можно сделать, приложив исполненные ранее:

— контракты по 44-ФЗ;

— договоры по 223-ФЗ;

— коммерческие договоры (за исключением закупок, подпадающих под п. 1 (2; 9;10;11;12;14;15;18;32-36;37) и п. 2 (15; 17;18; 32 - 36; 37, 39, 40 и 41).

Использование субподрядных договоров в качестве подтверждения опыта работы нежелательно.

Для подтверждения опыта работы контрактами, связанными с гостайной, необходимо запросить у заказчика, для которого выполнялись работы, выписку по контракту. Предоставление самого контракта с гостайной запрещено и может повлечь уголовную ответственность.

ВАЖНО! Внимательно проверяйте в тексте ПП 2571, какими именно документами, помимо исполненного контракта, необходимо подтвердить опыт. Это могут быть акт приемки, разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство объектов капитального строительства, проектная документация, и др. Прикладывайте все документы в полном объеме, а не просто номер контракта из реестра: так вы обезопасите себя от ситуации, когда из-за сбоя в ЕИС ваши документы будут недоступны для проверки.

Ч. 2.1 ст. 31 применяется ко всем закупкам с НМЦК свыше 20 млн руб., если к ним не установлено дополнительных требований по ч. 2 ст. 31 – одновременно обе эти части применяться не могут.

Статья устанавливает требование об исполнении участником закупки в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 20% от НМЦК.

ВАЖНО: Несмотря на то, что в тексте закона указаны только договоры по 223-ФЗ, контракты по 44-ФЗ так же подходят (коммерческие договоры – нет).

В заключение

  • Перед подачей заявки внимательно изучите карточку закупки в ЕИС. Обратите внимание, есть ли в ней дополнительные требования и по какому пункту Постановления 2571 они предъявляются.
  • Подготовьте правильные документы, подтверждающие соответствие этим требованиям.
  • Ведите базу всех контрактов, договоров и актов, создайте архив со всеми необходимыми документами – уставами, выписками, сканами ЕГРЮЛ, ОГРН и т.д., – чтобы быстро найти нужные документы при подаче заявки.
  • Используйте вкладку «Дополнительные документы» в форме заявки на торговой площадке для прикрепления всех необходимых документов. Прикрепление дополнительных документов увеличивает ваши шансы подать правильную заявку и не забыть что-то важное. Не страшно, если какие-то документы заказчику не понадобятся.
  • Не полагайтесь только на проверку документов оператором площадки. Самостоятельно проверяйте все документы и не допускайте ошибок, чтобы избежать задержек и не лишиться контракта.
11
Начать дискуссию