Повышение утилизационного сбора: найдена лазейка, чтобы не платить утильсбор по новым правилам

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Утилизационный сбор за транспортные средства повысили, однако покупатели нашли лазейку для обхода его уплаты.

С 1 октября повышен утилизационный сбор и утверждены коэффициенты расчета указанного сбора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 N 1255 изменения в тарифах коснулись легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники.

Под утилизационным сбором понимается разовый обязательный платеж за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, произведенные или изготовленные в Российской Федерации. Утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

Несмотря на свое название, утилизационный сбор не имеет никакого отношения к утилизации транспортных средств, поскольку его размер никак не соотносится с затратами на утилизацию. Указанный сбор был введен после вступления России во Всемирную торговую организацию. Фактически это дополнительный налог, который платят при ввозе транспортного средства на территорию страны.

Плательщики утилизационного сбора, в каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор, или не уплативших в нарушение установленного порядка;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами и участниками госпрограммы по добровольному переселению соотечественников;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями, а также сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и членами их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Калининградской области;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Взимание утилизационного сбора осуществляется таможенными органами. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора определяются Правительством РФ.

Автомобиль для личного пользования с уплатой утилизационного сбора по льготной ставке

Утилизационный сбор на автомобильную технику вырастет в среднем на 70-85 %, в дальнейшем тарифы будут индексироваться на 10-20 % с 1 января каждого последующего года. Для новых иномарок с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 литров сбор увеличился с 300 тыс. до 556 тыс. рублей, а в 2025 году увеличится до 667 тыс. рублей; для автомобилей с объемом двигателя 2,0-3,0 литра сбор составляет с 844 тыс. до 1,563 млн рублей, в следующем году составит 1,875 млн рублей.

В следующем году правительство намерено собрать 1,14 трлн рублей утилизационного сбора, что почти вдвое больше по сравнению с 680 млрд рублей в нынешнем году. Повышение сбора приведет к резкому удорожанию автомобилей, автодилеры уже начали поднимать цены.

Вместе с тем гражданам оставили возможность раз в год ввозить автомобиль для личного пользования с уплатой утилизационного сбора по льготной ставке – 3,4 тыс. рублей за новую иномарку и 5,2 тыс. рублей – старше трех лет. Чем те не преминули воспользоваться и начали массово приобретать автомобили в Китае, экономя при этом от 800 тыс. до 1,5 млн рублей.

Ранее таким способом автомобили ввозились через страны Евразийского экономического союза, но власти перекрыли эту лазейку. Не исключено, что льготные ставки уплаты утилизационного сбора для приобретения автомобилей могут отменить.

Начать дискуссию