Управление водными ресурсами: что нужно знать

Правила и нормы, регулирующие водопользование, направлены на сохранение водных экосистем, предотвращение загрязнения и рациональное распределение ресурсов. Понимание основ водопользования, включая процессы декларирования, контроля и ответственности, является необходимым для всех участников — от органов управления до конечных пользователей. В статье рассмотрим основные документы, регулирующие водопользование для юридических лиц.

Управление водными ресурсами: что нужно знать

Отчет по решению на водопользование

В рамках договора водопользования и решения о предоставлении права пользования водным объектом на водопользователей возлагается важная обязанность — предоставление Отчета по решению на водопользование. Этот отчет необходим для контроля за использованием водных ресурсов и соблюдением экологических норм.

Типовая форма отчета определяется региональным законодательством и может быть приложением к договору водопользования. Предприятия, имеющие право забирать воду или сбрасывать сточные, в том числе дренажные, воды, обязаны предоставлять этот отчет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. В условиях договора водопользования такой уполномоченный орган указан.

Отчет подается ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Конкретные сроки для сдачи отчетности таковы:
- до 10 апреля — за I квартал;
- до 10 июля — за II квартал;
- до 10 октября — за III квартал;
- до 10 января — за IV квартал предыдущего года.

Отчет можно предоставить несколькими способами: на бумажном носителе лично, по почте письмом с объявленной ценностью и уведомлением об объявленноё ценности или в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нарушение правил водопользования влечет наложение административного штрафа в размере:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.;

- на должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб.;

- на индивидуальных предпринимателей от 20 000 до 30 000 руб.;

- на юридических лиц от 80 000 до 100 000 руб.


Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц КоАП РФ также допускает применение административного наказания в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Кроме того, предоставление недостоверной информации в отчете также может повлечь за собой административное наказание. Например, согласно постановлению Второго кассационного суда общей юрисдикции, организация была привлечена к ответственности за неполное представление информации о качестве сточных вод.

Таким образом, соблюдение требований по предоставлению Отчета по решению на водопользование является не только юридической обязанностью, но и важным шагом в обеспечении устойчивого использования водных ресурсов и защиты окружающей среды.

Отчеты по формам 3.1, 3.2 и 3.3

Важным аспектом регулирования отношений между собственниками водных объектов и водопользователями является учет объема забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных, в том числе дренажных вод. Для систематизации этой информации разработаны три ключевые формы отчетности:

Форма 3.1. Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Форма 3.2. Сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных вод и\или дренажных вод.

Форма 3.3. Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и\или дренажных вод.

Эти формы были утверждены в рамках Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, который определяет порядок учета объемов забора и сброса вод.

Кто должен предоставлять отчеты?

Отчеты обязаны предоставлять физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, имеющие право пользования водными объектами для забора (изъятия) водных ресурсов и/или сброса сточных вод.

Сроки подачи отчетности

Сведения по формам 3.1, 3.2 и 3.3 необходимо предоставлять в уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

- до 15 апреля — за I квартал;

- до 15 июля — за II квартал;

- до 15 октября — за III квартал;

- до 15 января — за IV квартал предыдущего года.

Способы подачи отчетов

Отчеты могут быть поданы:

- на бумажном носителе лично;

- в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Несоблюдение требований по представлению отчетности может привести к административной ответственности согласно части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Водопользователи, включая граждан, юридические лица, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть подвергнуты штрафам:

- гражданам — от 500 до 1 000 рублей;

- должностным лицам — от 10 000 до 20 000 рублей;

- индивидуальным предпринимателям — от 20 000 до 30 000 рублей;

- юридическим лицам — от 80 000 до 100 000 рублей.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Судебная практика по административной ответственности за нарушение условий водопользования

Судебная практика в области водопользования демонстрирует важность соблюдения норм законодательства и своевременного представления отчетности. Примеры дел, рассмотренных арбитражными судами, подчеркивают серьезность последствий за нарушение условий пользования водными объектами.

Пример 1: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2022 № Ф04-2964/2022 по делу № А81-11242/2021 было установлено, что общество не представило сведения учета объема забора водных ресурсов за II квартал 2021 года. Это нарушение стало основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения общества к ответственности по статье 7.6 КоАП РФ. Суд подтвердил законность действий административного органа, акцентировав внимание на необходимости соблюдения условий водопользования.

Пример 2: Постановление Арбитражного суда Уральского округа

В другом деле, рассмотренном Арбитражным судом Уральского округа (постановление от 30.01.2024 № Ф09-9681/23 по делу № А07-34303/2022), было установлено, что общество нарушило обязанности, предусмотренные законодательством, не представив сведения о заборе водных ресурсов и сбросе сточных вод за IV квартал 2021 года. Проверка, проведенная уполномоченными лицами, подтвердила факт непредставления отчетности, что также привело к составлению протокола об административном правонарушении и привлечению к ответственности по статье 7.6 КоАП РФ.

Ответственность за нарушения

Статья 7.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, а также за использование водных ресурсов без необходимых документов или с нарушением условий использования. Размеры штрафов варьируются в зависимости от категории правонарушителя:

- Граждане: от 1 000 до 3 000 рублей.

- Должностные лица: от 10 000 до 30 000 рублей.

- Индивидуальные предприниматели: штраф от 10 000 до 30 000 рублей и возможное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

- Юридические лица: штраф от 50 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца, а в случае рассмотрения дела судьей — три месяца.

Декларация о составе сточных вод

Декларация о составе и свойствах сточных вод – это подтвержденная характеристика объемов, свойств и состава сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему водоотведения. Предприятие-абонент обязуется соблюдать задекларированные параметры в течение срока действия Декларации, составляющего не менее одного года.

Нормативно-правовой акт

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 644).

Загрязняющие вещества, по которым в Декларации указываются фактические концентрации и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с Приложением № 5 к Правилам № 644 и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кем предоставляется

Абонентами, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Важно: при наличии нескольких канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких канализационных выпусков.

Кто освобожден

- абоненты среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам;

-абоненты, у которых для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод может быть осуществлен от сточных вод иных абонентов;

-абоненты, являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Срок сдачи

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года.

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией.

Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята.

Что содержит декларация?

- сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

- фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (или планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ;

- схему внутриплощадочных канализационных сетей объекта с указанием колодцев присоединения в ЦСВ и контрольных канализационных колодцев;

- иные сведения, указанные в форме декларации.

Форма декларации регламентирована Приложением 1(1) Правил № 644.

Куда необходимо подать

В организацию водопроводно-канализационного хозяйства, которая рассматривает Декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения.

Основания для отказа в принятии

- отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;

- несоответствие сведений, указанных в декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности;

- указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

- указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам № 644, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод;

- подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты);

- подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

О своем решении (принятии Декларации либо отказе в принятии) организация водопроводно-канализационного хозяйства сообщает абоненту в письменном виде.

Декларация прекращает действие в следующих случаях

- выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов состава сточных вод или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;

- выявление 2 раза в течение календарного года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента по одному и тому же показателю, превышающих в 2 раза и более значение соответственно фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента, заявленное абонентом в декларации;

- подача абонентом в отношении соответствующих объектов новой декларации (в этом случае декларация прекращает действие с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором новая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства).

Ответственность в случае непредставления Декларации

В случае отсутствия у абонентов, обязанных подавать декларацию, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ дополнительно применяется повышающий коэффициент 2.

На что обратить внимание при заполнении Декларации (на основании анализа памяток по заполнению Декларации организаций водопроводно-канализационного хозяйства)

- фактический адрес объекта, по которому подается декларация, должен корреспондироваться с адресом, указанным в договоре;

- фактические концентрации указываются абонентом на основании протоколов анализов проб сточных вод, выполненных по поручению абонента аккредитованной лабораторией с учетом результатов анализов проб сточных вод организацией водопроводно-канализационного хозяйства за 2 предшествующих года (при наличии последних) по каждому канализационному выпуску;

- номер выпуска и технологическая зона указываются как в договоре, в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Соблюдение этих требований поможет избежать отказов и последствий, связанных с несоответствием нормам законодательства.

Начать дискуссию