Мать погибшего на СВО лишила бывшего мужа прав на компенсационные выплаты

За неисполнение родительских обязанностей отца погибшего на СВО мобилизованного лишили всех компенсаций и родительских прав. Добиться такого справедливого решения помогли pro bono юристы в рамках благотворительного проекта LegalCharity.

В 2022 году Анна проводила на СВО единственного сына. К ужасу матери, сын погиб, ему было всего 27 лет. Зато объявился бывший муж Игорь – спустя долгие годы полного отсутствия в жизни женщины и их общих детей. Ему понадобились выплаты за погибшего мобилизованного, и он даже успел получить от государства 1,5 млн рублей. Не желая мириться с такой несправедливостью, Анна обратилась на платформу по оказанию юридической помощи на принципах pro bono LegalCharity и через суд лишила нерадивого отца всех денежных компенсаций. Рассказываем подробности этого дела.

Анна была совершенно раздавлена горем. Почти год она билась за то, чтобы ей вернули тело сына. Вторым ударом для Анны стала новость о том, что бывший муж Игорь без ее ведома начал процесс оформления компенсационных выплат, общая сумма которых составляет порядка 12 000 000 рублей на двоих родителей и по умолчанию выплачивается в равных долях.

Анна расценила действия Игоря как издевательство над ней и памятью сына. Основания так думать у нее действительно были. Когда старшему ребенку исполнилось семь лет, супруги разъехались, а спустя еще пять лет официально оформили развод. С момента семейного разлада Игорь фактически не принимал участия в жизни детей и на связь не выходил, завел новую семью, в которой также родился ребенок.

У Анны совершенно не было сил и денег бороться за правду, но однажды она услышала о благотворительном проекте по оказанию бесплатной юридической помощи LegalCharity и решила отправить заявку на рассмотрение своей проблемы. Специалисты юридической фирмы «СТРИМ» сразу откликнулись на это обращение и взяли дело на полное правовое сопровождение.

Первым делом pro bono юристы добились запрета уполномоченным органам производить компенсационные выплаты на время судебного разбирательства до решения суда. Юристы внимательно изучили обстоятельства спора, допросили девять свидетелей, провели анализ выписок по счетам обеих сторон, сведений о доходах сторон.

В суде юристы предоставили убедительные доказательства невовлеченности Игоря в жизнь своих детей после расставания с супругой. Все эти годы дети всегда проживали с Анной, она единолично занималась их воспитанием и обеспечивала всем необходимым. Иногда бывало совсем тяжело, тогда на помощь приходили друзья и родственники. Конечно, с Игоря взыскивались алименты, но они были ничтожно малы. За 12 лет он передал бывшей супруге всего лишь 250 000 рублей на содержание двух детей, и это включая алименты, при этом часть из этих денег была передана детям уже после достижения ими 18 лет.

Анна сама полностью заботилась о здоровье, благополучии и развитии дочери и сына: устраивала их в школу и кружки, ходила на родительские собрания, покупала им одежду, водила в больницу, и так далее. Адвокаты также обратили внимание суда на то, что дети не имели тесной эмоциональной связи с отцом, Игорь стал изредка видеться с сыном и дочерью только после их совершеннолетия.

«Нам удалось убедить суд в том, что родительские обязанности не сводятся к одному лишь только материальному обеспечению, которое к тому же в данном случае было недостаточным. Основной обязанностью родителей является содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания», – отметил Евгений Клементьев, младший партнер юридической фирмы «СТРИМ», руководивший судебным спором.

По результатам рассмотрения дела суд удовлетворил иск Анны в полном объеме и лишил Игоря всех причитающихся ему выплат и компенсаций за погибшего сына.

Надо отметить, что судебная практика в отношении подобных споров не до конца сформирована, и решение по делу Анны может показаться уникальным. Юристы юридической фирмы «СТРИМ» сообщили: хотя ситуация в этой семье знакома многим, мало кто знает, что такие банальные обстоятельства могут послужить реальным обоснованием для лишения компенсаций. Суды учитывают все больше нюансов в подобных спорах и руководствуются принципом социальной справедливости, делая акцент на то, кто из родителей был больше вовлечен в воспитание ребенка и имеет большую эмоциональную связь с ним.

«Принудительное взыскание алиментов действует в суде как красная тряпка, потому что отец отказывается их платить добровольно. Однако даже если родитель исправно и без давления выплачивает алименты, это еще не означает, что он в полной мере участвует в жизни детей. Часто родитель пренебрегает обязанностями, предусмотренными законом. Это может выражаться в отсутствии заботы о здоровье, о физическом, интеллектуальном и психологическом развитии детей. Все это может учитываться в суде», – подытожил Евгений Клементьев.

Проект LegalCharity и юридическая фирма «СТРИМ» продолжают вести дело: предстоит еще вернуть выплаченные Игорю 1,5 млн рублей в пользу Анны – согласно решению суда.

Начать дискуссию