Разбор ПП РФ № 1159 от 28.08.2024 о критериях СТСО

В конце августа вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1159 «Об утверждении критериев отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и Правил определения системообразующих территориальных сетевых организаций», которое стало существенным этапом реформирования энергетической отрасли РФ в целях обеспечения надёжного и прогнозируемого энергоснабжения регионов страны.

Решение по определению статуса системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО) принимают уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации, утверждают решение главы регионов. Постановление же устанавливает порядок и критерии оценки.

Нормативно-правовые акты

Постановлению предшествовали другие нормативные документы, позволившие постепенно реализовать централизованную и прозрачную процедуру консолидации ТСО в целях оптимизации отраслевых процессов.

Стратегию развития электросетевого комплекса до 2030 года определили:

Распоряжение Правительства РФ № 511-р от 03.04.2013 — установило курс на формирование соответствующей мировым стандартам отечественной системы энергоснабжения и тарифов, а также повышение инвестиционной привлекательности энергетической отрасли.

Распоряжение Правительства РФ № 1399-р от 18.06.2015 установило глобальные стратегические направления в энергетике:

- повышение надёжности и качества энергоснабжения;

- оптимизация сетевой инфраструктуры;

- снижение удельных расходов электросетевых организаций на содержание и развитие инфраструктуры;

- обеспечение конкурентоспособности цен (тарифов) на электроэнергию;

- повышение производительности труда;

- увеличение инвестиций в электросетевой комплекс.

ПП РФ от 28.12.2015 № 184 установило критерии отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ПП РФ от 30.04.2022 № 807 «ужесточил критерии». Необходимые трансформаторная мощность и протяжённость сетей растут каждый год, достигая 150 МВА и 300 км соответственно к 2025 году.

Разбор ПП РФ № 1159 от 28.08.2024 о критериях СТСО

10 сентября вышло ПП РФ № 1229, оно утвердило основные стандарты и детали перехода к СТСО.

  • с 1 сентября уполномоченные организации определили, кто утратил статус ТСО, активы этих компаний будут переданы под управление СТСО;
  • были введены требования к договорам на использование объектов электросетевого хозяйства между СТСО и ТСО;
  • установлены правила безвозмездной передачи объектов электросетевого хозяйства от субъектов РФ и муниципалитетов к СТСО или ТСО;
  • определены полномочия региональных штабов по привлечению СТСО к ликвидации последствий аварий на территории региона (в т.ч. на объектах других организаций).

Также была утверждена форма соглашения между:

  • СТСО;
  • ТСО;
  • собственником принадлежащих ТСО объектов электросетевого хозяйства (если у ТСО отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства);
  • штабом по обеспечению безопасности электроснабжения.

Согласно форме, владелец объектов обеспечивает передачу СТСО объектов во временное владение и пользование, а также иных прав, предусмотренных Соглашением, с начала очередного периода регулирования, на который в отношении владельца объектов не установлены или не будут установлены цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии (в случаях, указанных в абзаце седьмом пункта 2 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Цель соглашения: обеспечение в соответствии с обязательными требованиями эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов, использования их для оказания услуг по передаче электрической энергии, и осуществления в установленном порядке технологического присоединения к ним энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, а также приобретения СТСО электрической энергии (мощности) в целях компенсации фактических потерь в объектах.

Основания

Формирование системы отнесения к территориальным сетевым организациям (ТСО) и последующая разработка критериев для системообразующих ТСО (СТСО) были вызваны объективными недостатками в электросетевом хозяйстве Российской Федерации. Часть этих недостатков была выявлена благодаря комплексному анализу ситуации в электросетевом комплексе страны, проведенному Министерством энергетики. Другие проблемы обнаружились непосредственно в процессе консолидации электросетевых активов.

Вот некоторые из этих проблем:

  • по данным Минэнерго, на этапе подготовки НПА (с 2022 года) у 54% электросетевых организаций в России (1 683 на тот момент) не было инвестиционной программы развития;
  • электросетевые организации без ИПР направляли на капитальные вложения не более 12% финансовых ресурсов, фактически проводя политику краткосрочного планирования и неэффективной эксплуатации своего электросетевого комплекса;
  • при этом, на такие организации распространялось тарифное регулирование, то есть они создавали необоснованную тарифную нагрузку на все группы населения от промышленности до бытовых потребителей;
  • в 2022 году были разработаны программы повышения надёжности энергоснабжения для 18 регионов России, по 10 из них было прямое поручение президента РФ. Региональные власти начали брать реализацию программ на себя и решать проблемы бесхозяйных сетей и недобросовестных ТСО самостоятельно. Объём финансирования программ для 10 регионов составил около 120 млрд рублей — у местных ТСО не было таких ресурсов;
  • более 60% линий электропередачи, которые компания «Россети Юг» приняла на баланс в 2022 году, были бесхозными.

В итоге, с начала 2023 года количество ТСО сократилось на 23% — до 1,26 тысячи организаций. В 2024 — их осталось уже около 800. А к 2025 году прогнозируется сокращение до 456. Многие воспринимали процесс ужесточения в негативном ключе в контексте снижения конкуренции и сосредоточения отрасли в руках крупного бизнеса с госучастием.

Однако в 2023 году тарифы на электроэнергию в разных регионах могли различаться в несколько раз. Муниципальные и региональные электросети часто устанавливали тарифы, которые значительно выше, чем у организаций группы «Россетей».

Для примера, в Северной Осетии операционные расходы ГУП «Аланияэнергосеть» на единицу оборудования составляли 111,2 тыс. рублей, а у филиала «Россети Северный Кавказ» — 32,6 тыс. рублей. В Кемеровской области у ООО «Энергопаритет» показатель составлял 98,7 тыс. рублей, у филиала «Россети Сибирь» — 25,9 тыс. рублей.

В 2023 году замминистра энергетики Евгений Грабчак отметил: «Некоторые регионы идут на организацию новых ТСО и осознанно выбирают в качестве системообразующей ТСО необязательно компании с госучастием… Всё-таки мы считаем, что в каждом регионе должно сохраниться от трёх до пяти ТСО. Это позволит нам иметь и бенчмарк, и возможности для сравнения эффективности деятельности государственных и негосударственных ТСО, и соблюсти баланс интересов».

Разбор ПП РФ № 1159 от 28.08.2024 о критериях СТСО

С позицией Минэнерго и Правительства согласилась и ФАС.

Начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов на заседании рабочей группы по вопросам развития электросетевого комплекса еще в 2020 году отметил:

«К усилению минимальных критериев ТСО относимся положительно при условии, если они позволяют повысить количество квалифицированных игроков без создания избыточных барьеров для занятия данным бизнесом. ФАС выступает за приоритет третьего варианта — консолидацию объектов сетевого хозяйства на рыночных условиях».

В итоге, при подготовке критериев отнесения к СТСО учли позицию ФАС, рыночные факторы и текущее положение дел в электросетевом хозяйстве.

ПП РФ от 28.08.2024 № 1159

Постановление устанавливает, что определение соответствия критериям СТСО находится в ведении исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

При этом, уполномоченный орган должен:

  • разместить информацию по критериям соответствия СТСО (подпункт а) п. 6 Правил Постановления) на своем официальном сайте;
  • уведомить ТСО о её соответствии критериям СТСО;
  • направить результаты оценки на утверждение высшему должностному лицу своего региона.

Высшее должностное лицо субъекта РФ принимает решение об определении СТСО своего региона, публикует это решение и размещает на своем официальном сайте.

Исключение составляет Москва, где утверждаются две равнозначные СТСО — ПАО «Россети» и АО «ОЭК».

Критерии

1. ТСО должно соответствовать критериям, установленным ПП РФ № 184 от 28.02.2015. В том числе: трансформаторная мощность на 2024 не менее 30 МВА, протяжённость сетей (ВЛ, КЛ) минимум 2 классов напряжения (110кВ и выше, 35кВ, 1-20кВ, ниже 1кВ) на 2024 не менее 50 км.

2. Владение ТСО наибольшими по протяженности линиями электропередач (ВЛ и КЛ) в своём регионе на праве собственности и (или) на ином законном основании в году, в котором определяется СТСО, а также в течение срока не менее 5 лет подряд, предшествующих указанному году, и на срок не менее долгосрочного периода регулирования (п. 2 Основ ценообразования ПП РФ от 29.12.2011);

3. ТСО не должна быть в процессе банкротства;

4. ТСО не должна быть в процессе банкротства в процессе ликвидации;

5. Период оборота просроченной кредиторской задолженности СТСО за услуги по передаче электрической энергии в административных границах субъекта РФ Ф, не превышает период оборота просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии потребителям электрической энергии по состоянию на конец каждого календарного года (оценка соответствия этому критерию производится ежегодно);

6. ТСО не имеет нарушений по готовности к отопительному сезону (ПП РФ № 543 от 10.05.2017). Оценка соответствия этому критерию производится не ранее чем по истечении 5 лет со дня утверждения СТСО и далее не чаще раза в 5 лет.

Разбор ПП РФ № 1159 от 28.08.2024 о критериях СТСО

Правила определения системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО)

Правила устанавливают порядок присвоения статуса СТСО на основании законодательно утвержденных критериев.

  • СТСО утверждается на 5 лет;
  • Уполномоченный орган, начиная со 2-го года после утверждения СТСО, каждый год проводит оценку на соответствие требованиям по протяженности сетей и трансформаторной мощности, а также просроченной кредиторской задолженности.
  • Для определения СТСО отбираются 3 ТСО, которые:

- соответствуют требованиям пунктов 1, 3 и 4 критериев;

- являются крупнейшими по сумме протяженности по трассе линий электропередачи, установленной пунктом 2 критериев.

  • Из этих территориальных сетевых организаций в порядке убывания суммы протяженности по трассе линий электропередачи:

- сначала оценивается крупнейшая организация на соответствие требованиям пунктов 5 и 6 критериев.

- в случае такого соответствия ТСО определяется системообразующей территориальной сетевой организацией.

- в случае несоответствия оценивается следующая в порядке убывания суммы протяженности по трассе линий электропередачи.

- если на территории субъекта действуют менее 3 ТСО, то СТСО определяется та организация, которая соответствует требованиям пунктов 1–4 критериев и пунктов 5 и (или) 6 критериев.

В течение года уполномоченный орган не позднее 1 июля должен провести оценку, опубликовать результаты, уведомить ТСО-победителя и направить решение на утверждение руководителю региона (не позднее 5 рабочих дней после публикации в Интернет).

Высшее должностное лицо субъекта должно утвердить СТСО не позднее 1 августа года оценки.

Если ни одна из территориальных сетевых организаций не соответствует пунктам 5 и 6 критериев, в качестве системообразующей территориальной сетевой организации определяется территориальная сетевая организация, обладающая максимальной протяженностью по трассе линий электропередачи, установленной пунктом 2 критериев.

Если СТСО определили впервые или если утвердили новую СТСО, то она начинает функционировать в указанном статусе с 1 января следующего года.

Если утверждённая СТСО становится банкротом или запускается процедура ликвидации, то утверждается новая СТСО, которая начинает работать:

  • с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором не позднее 25-го числа было принято указанное решение;

  • с 1-го числа 2-го календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором после 25-го числа было принято указанное решение.

Институт СТСО вступит в силу с 1 января 2025 года, организации станут единым центром ответственности за надежное электроснабжение в каждом регионе.

Дмитрий Соков, руководитель проекта GIPRO в «Мастерской цифровых решений» и эксперт по автоматизации расчёта стоимости проектов в программных решениях, отмечает:

«С точки зрения надежности электроснабжения потребителей — это хорошо, т.к. в каждом регионе появляется системообразующая ТСО, обладающая необходимыми ресурсами для обеспечения нормальной работы сети, оперативного восстановления электроснабжения при возникновении аварийных ситуаций. СТСО наделяются необходимыми полномочиями в вопросах формирования инвестиционных программ, определения приоритетов для региона. к ним также будут применяются серьезные требования по контролю и обеспечению плановых ремонтов, поддержания рабочих режимов сети».

С высокой вероятностью небольшие ТСО объединятся между собой или примкнут к системообразующей ТСО. С учетом поэтапного ужесточения критериев отнесения субъектов электроэнергетики к ТСО, в 2025 году останутся только крупные сети. Им нужно будет взаимодействовать с СТСО в вопросах обеспечения надёжности и формирования инвестиционных программ.

Начать дискуссию