Женщина купила на Яндекс Маркете холодильник за 500 рублей, но продавец отказался отдать его, сославшись на ошибку. Что решили суды?

Я уже разбирал ряд похожих дел: каждый раз покупатель заказывал в интернет-магазине товар по необычно низкой цене. Но магазин под разными предлогами отменял заказ и отказывался отдать товар. Несколько таких дел даже дошло до Верховного суда. Вот один пример.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

В декабре 2019 года гражданка М. увидела на сайте маркетплейса Яндекс Маркет интересное предложение — холодильник NORD всего за 500 рублей, тогда как обычная его цена составляла 15-17 т. р.

М. решила воспользоваться таким предложением и оформила заказ. Вместе с доставкой вышло 1100 рублей.

Однако через сутки она получила письмо на почту, что ее заказ был отменен. Позже вернули и деньги.

М. обратилась в поддержку и потребовала от магазина выполнить заказ. Но поддержка ответила, что это невозможно, т. к. холодильников по этой цене в продаже нет, а цена на сайте была технической ошибкой.

Направленную в свой адрес претензию Яндекс Маркет вообще проигнорировал.

Тогда М. обратилась в суд, требуя обязать продавца заключить с ней договор купли-продажи по изначальной цене.

Что решили суды?

Суд первой инстанции решил, что М. сама виновата. Судья пришел к выводу, что соглашение о цене между ней и продавцом не было достигнуто.

Кроме того, М. должна была осознавать, что товар предлагается по необычно низкой цене, поэтому ей нужно было перед покупкой дополнительно уточнить цену у продавца.

А теперь она не вправе требовать заключить договор по цене, отличной от той, по которой товар сейчас предлагается другим покупателям. В иске было отказано.

Выводы первой инстанции были поддержаны апелляцией и кассацией.

Что сказал Верховный суд?

М. оформила и оплатила заказ. После оформления ей на почту пришло письмо с подтверждением заказа, а также чек. Это подтверждает, что договор был заключен, стороны достигли согласия по всем его существенным условиям. В этот момент была зафиксирована цена.

Ни Гражданский кодекс, ни закон «О защите прав потребителей» не дают продавцу права отменить уже оформленный и оплаченный заказ. Изменить условия (включая цену) или расторгнуть договор можно лишь с согласия второй стороны, но такового не было.

Также покупатель не обязан перед оформлением заказа уточнять цену и выяснять, не является ли она ошибочной.

Решения нижестоящий инстанций были отменены, дело отправлено на пересмотр (Определение Верховного суда по делу N 5-КГ24-11-К2).

В итоге суд первой инстанции обязал продавца заключить договор по изначальной цене, а также взыскал с него штраф, компенсацию морального вреда и юридические расходы (Решение Симоновского районного суда по делу N 02-5727/2024).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Женщина купила на Яндекс Маркете холодильник за 500 рублей, но продавец отказался отдать его, сославшись на ошибку. Что решили суды?
1111
33
11
28 комментариев

Магазины и маркетплейсы как-то плохо понимают что такое оферта. Их так послушать: захотели — дали слово, захотели — взяли обратно.

12
Ответить

А вы похоже плохо понимаете что людям свойственно ошибаться.
Пытаться повесить понесённые убытки за ошибку в цене на обычного работника - бессмысленно, максимум ответственность в размере ЗП, либо даже если попытаться сделать так чтобы работник выплачивал весь ущерб - на такую работу просто никто не пойдёт, кому охота потом расплачиваться с долгами 10 лет из-за того что ошибся ноликом из-за того что палец соскользнул?

А раз на работника повесить нельзя, значит магазин будет закладывать потенциальный ущерб от таких косяков в цены товаров - соответственно подорожает весь ассортимент, и существенно.
т.е. вы сами же станете переплачивать за товары которые покупаете каждый день, и всё ради того чтобы кто-то однажды мог воспользоваться ошибкой продавца и озолотиться на ошибке в цене?

Не проще ли оставаться честным человеком, и понять что по ту сторону монитора, скорее всего сидит такой же человек как и вы, который допустил ошибку заполняя каталог, а не злой кровопийца коммерсант мечтающий вас обмануть и не отдать холодильник за 500р?

3
2
Ответить

ладно магазины. суд то должен разбираться.

Ответить

Тоже вот где у продавцов так сказать коммерческая жилка... Ну угорел ты на +- 30тр, ну так сделай из этого рекламу с посылом: да, у нас произошел сбой, но мы не нищие и свою часть сделки выполняем по красоте, пускай женщина пользуется от души. Заходите в наш магазин, чекайте цены, у нас товар отличного качества. Отправим по красоте!
Ну нет же, удавятся. Хотя какому менеджеру, с другой стороны, захочется из своей зп возместить убыток. Начальство же наверняка навешает этот холодильник на кого-нибудь.

9
Ответить

Только косячит с ценами обычно маркетплейс. Сбермегамаркет в свое время это постоянно любил делать

1
Ответить

Странное решение, учитывая что ни один холодильник в мире не может стоить 500р, никакого смысла в такой сделке ни рекламного ни коммерческого не было, очевидная ошибка

3
1
Ответить

а кто должен решать где ошибка а где реклама?

нормальная цена 15-17к

5к это ошибка или реклама? 10к? 2к?

не должен покупатель чет там думать, дрочить на цены и прочее, увидел - купил и дальше не его проблемы

16
1
Ответить