Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

Привет! Меня зовут Святослав Залевский, я адвокат, специализирующийся на защите прав бизнеса и интеллектуальной собственности, а также представляю интересы селлеров на маркетплейсах. В своем канале я делюсь практическими способами защиты бизнеса и реальными кейсами из юридической практики.

В последние время участились случаи регистрации товарных знаков на массовые китайские товары, которые уже продаются на маркетплейсах, таких как Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и других. Недобросовестные участники рынка используют эту схему для заработка, блокировки конкурентов, монополизации популярных товаров и, в некоторых случаях, даже для создания картельных соглашений. Эта тенденция требует от продавцов повышенного внимания к вопросам защиты интеллектуальной собственности, поскольку такие действия могут привести к серьезным убыткам. В статье мы разберем как предотвратить убытки и минимизировать риск нарушения интеллектуальной собственности.

Почему кто-то регистрирует товарные знаки на китайские товары?

У недобросовестной регистрации товарных знаков могут быть разные цели:

  1. Заработок — владелец товарного знака может требовать выплаты от продавцов за использование бренда.
  2. Монополизация продукта — регистрация товарного знака позволяет заблокировать всех конкурентов и контролировать продажи конкретного товара.
  3. Картельные схемы — это когда один участник регистрирует товарный знак, выбирает нескольких продавцов для партнерства и блокирует остальных. В результате только определенные продавцы имеют право работать с товаром, а остальные платят владельцу товарного знака за допуск к рынку (это отдельный вид нарушения Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ за которое предусмотрена ответственность).

Сколько может заработать недобросовестное лицо на регистрации товарного знака?

  1. Может требовать компенсацию без доказывания убытков в размере до 5 000 000 рублей;
  2. Потребовать от Нарушителя уплаты двойной стоимости товаров, за использование товарного знака;
  3. Потребовать от Нарушителя двукратного размера стоимости контрафактных товаров (2х от всех продаж товара с товарным знаком недобросовестного лица).

Последствия блокировки за нарушение прав на товарный знак

Если недобросовестный субъект хочет не заработать на вас, а монополизировать определенный товар, то он с помощью товарного знака будет предпринимать действия по блокировке Вашей карточки.

Когда недобросовестный субъект подаст на маркетплейс жалобу о незаконном использовании товарного знака, то Вас могут ждать следующие последствия:

  • Блокировка карточки товара, что остановит его продажи.
  • Блокировка личного кабинета на маркетплейсе, что затруднит работу со всеми товарами.
  • Наложение штрафов и других санкций со стороны маркетплейса.
  • Необходимость возврата товара, что увеличивает затраты на логистику и снижает прибыль.

Как предотвратить обращения недобросовестного правообладателя о блокировки Вашей карточки?

В этой статье мы не будем разбирать, что делать когда товарный знак уже есть у недобросовестного субъекта, мы обсудим ситуацию когда товарный знак еще регистрируется.
Когда недобросовестные участники подают заявку на товарный знак, он проходит несколько этапов рассмотрения перед тем, как начинает действовать защита, позволяющая блокировать карточки и требовать компенсации с Вас.
Этапы регистрации товарного знака в двух словах:

  1. Подача заявки в Роспатент.Начальный этап, когда заявитель отправляет необходимые документы и описание товарного знака.
  2. Формальная экспертиза. Роспатент проверяет заявку на соответствие формальным требованиям, чтобы убедиться, что все документы в порядке.
  3. Экспертиза по существу. На этом этапе проверяется, не нарушает ли заявленный знак права других участников и уникален ли он. В случае успешного прохождения экспертизы по существу, принимается решение о регистрации товарного знака.

Только после того, как Роспатент принял решение о регистрации товарного и выдал свидетельство, его владелец получает право блокировать карточки товаров на маркетплейсах и требовать компенсацию.

Как можно предотвратить регистрацию товарного знака?

Пока заявка находится на стадии рассмотрения, любой продавец может подать возражение в Роспатент. Если на момент подачи заявки товарный знак или аналогичный логотип уже активно использовался значительным числом продавцов, можно обосновать, что товарный знак не может быть зарегистрирован в связи с отсутствием различительной способности (ст. 1483 ГК РФ).

Это возражение может предотвратить регистрацию товарного знака недобросовестного лица и предотвратить монополию на популярные товары и исключить риск блокировки.

Таким образом, пока заявка на регистрацию товарного знака рассматривается в Роспатенте, есть возможность подать возражение. Если вы и другие продавцы использовали бренд или логотип до регистрации заявки, можно доказать, что товарный знак не может быть зарегистрирован. Это позволит предотвратить блокировки и судебные споры в будущем, а также на этом этапе юридическая услуга стоит значительно дешевле.

Проверить Ваш продукт (товар) на предмет нарушения товарного знака или заявки на товарный знак можете на сайте Роспатента.

Давайте разберем на практическом примере недобросовестного использования товарных знаков

ИП Эрежеев А.Д. зарегистрировал товарный знак «MTXXYN» на популярную китайскую продукцию сумок, в результате он начал взыскивать компенсации и блокировать карточки продавцов.

Привожу судебную практику, которая отказала ИП Эрежееву А.Д. взыскать компенсацию за товарный знак в связи со злоупотреблением связанной с регистрацией товарного знака.

Из совокупных данных сервиса "Картотека арбитражных дел" следует, что ИП Эрежеевым А.Д. в период с сентября 2023 (то есть сразу же после регистрации товарного знака) по январь 2024 подано 25 исковых заявлений, где предметом спора является товарный знак № 958695 от 03.08.2023.

За период февраль 2023 - май 2024 ИП Эрежеевым А.Д. зарегистрировано 14 товарных знаков также в основном для индивидуализации широкого перечня товаров 18, 25-го классов МКТУ.

Суд считает, что лицо, обладающее настолько значительным "портфелем" товарных знаков и, тем не менее, регулярно подающее новые заявки на регистрацию товарных знаков (по состоянию на июнь 2024 года за ИП Эрежеевым А.Д. зарегистрировано уже 18 товарных знаков), не может добросовестно использовать их все в гражданском обороте.

При этом, как указано судом выше, доказательств использования товарного знака № 958695 истцом не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Соответственно, цель приобретения спорного товарного знака истцом противоречит основной функции товарного знака, состоящей в индивидуализации производимых и реализуемых товаров, и свидетельствует о недобросовестном поведении правообладателя, о злоупотреблении истцом своим правом, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ, заявленные предпринимателем Эрежеевым А.Д. требования, признаны судом необоснованными.

Выдержка из Решения АСГСП по делу № А56-125047/2023 от 31.07.2024 г.

В целях, чтобы предупредить о предстоящих требованиях настоящего лица, о выплате компенсации и блокировки вашей карточки, предупреждаю, что у Эрежеева А.Д. в данный момент поданы следующие заявки на товарные знаки, которые сейчас можно предотвратить, подачей возражениями:

Заявки на регистрацию товарных знаков Эрежеева А.Д. на 1 ноября 2024 года

По состоянию на 1 ноября 2024 года Эрежеев Александр Данилович подал ряд заявок на регистрацию товарных знаков, многие из которых проходят различные стадии рассмотрения. Вот полный список может найдете свой товар в этом списке:

1. GAMELAB № 2024706007 — подана 25 января 2024, статус: формальная экспертиза, МКТУ: 20.

2. 1989 VENDOR Vintage YES YES № 2023783297 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

3. № 2024725364 — подана 11 марта 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

4. MEET ME AT MIDNIGHT № 2023832066 — подана 29 декабря 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

5. You need this one have a nice trip № 2023783305 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

6. Hiatos Niohe Design № 2023832048 — подана 29 декабря 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

7. MECHANICAL ALLIANCE № 2023832085 — подана 29 декабря 2023, статус: формальная экспертиза, МКТУ: 28.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

8. FASHION INSTINCT FASHION INSIDER № 2023789217 — подана 20 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

9. MASTERMIND № 2024746888 — подана 26 апреля 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

10. № 2024746901 — подана 26 апреля 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

11. BITTERLY LOVE № 2023832072 — подана 29 декабря 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

12. AOTIAN FASHON № 2023783288 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

13. SOFTLY-X № 2024746894 — подана 26 апреля 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

14. Latesnaked № 2024725339 — подана 11 марта 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

15. HELLFIRE CLUB № 2024746890 — подана 26 апреля 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

16. NTHVAGARY № 2024725383 — подана 11 марта 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

17. NEWTRO № 2023783380 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

18. HONG FU ENJOY TRAVEL № 2023783286 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

19. № 2023832087 — подана 29 декабря 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

20. № 2023789195 — подана 20 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

21. № 2023783289 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

22. № 2023783295 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

23. № 2023789179 — подана 20 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

24. № 2024746898 — подана 26 апреля 2024, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 18.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

25. № 2023783290 — подана 5 сентября 2023, статус: экспертиза по существу, МКТУ: 25.

Как защитить свой бизнес на маркетплейсах от блокировки и недобросовестных товарных знаков?

Добавление этого списка заявок демонстрирует, как масштабно предприниматель использует регистрацию товарных знаков (25 заявок на регистрацию товарного знака) на различные категории товаров, создавая риск блокировки для множества продавцов на маркетплейсах.

Выводы

  1. Мониторинг заявок на товарные знаки. Регулярно проверяйте новые заявки в Роспатенте, чтобы видеть, поданы ли заявки на ваши товары.
  2. Если вы обнаружили, что есть заявка товарного знака идентичная Вашему товару, то лучше возразить против такой регистрации, до того момента пока товарный знак не зарегистрирован. На данной стадии:
  • Вас не могут заблокировать на маркетплейсе за нарушение товарного знака;
  • Правообладатель товарного знака не может взыскать с Вас компенсацию;
  • Дешевле юридические услуги.

Регистрация товарного знака — важный инструмент, который помогает защитить продукцию на рынке. Но когда этот инструмент используется в целях блокировки конкурентов и монополизации, необходимо действовать.

Если возникли вопросы, то обращайтесь за бесплатной консультацией Telegram 👉🏻 @Svyatoslav_Zalevsky

Telegram канал 👉🏻

Начать дискуссию