VISA и рынок банковский карт

Министерство юстиции США подало антимонопольный иск против Visa Inc., обвинив компанию в неправомерном использовании доминирующего положение на рынке платежных систем.

По мнению властей, Visa заключала эксклюзивные соглашения с партнерами и препятствовала появлению новых игроков на рынке, тем самым вынудив американских потребителей и продавцов платить миллиарды долларов дополнительных сборов в течение более десятка лет.
Интерфакс

О начале расследования в отношении компании Минюст уведомил Visa еще в марте 2021 года. Власти США подозревали платежного оператора в злоупотреблении доминирующим положением по отношению к ритейлерам, в частности в ограничении их выбора по способу проведения платежей через системы Visa с дебетовых карт потребителей. Регулятор усмотрел признаки нарушения, согласно которым компания вынуждала ритейлеров проводить платежи через собственный сервис, взимая более высокие комиссионные с клиентов, если те пытались воспользоваться услугами конкурентов Visa. Ситуация интересная, на самом деле. Поскольку Visa Inc. является «монополистом на рынке дебетовых транзакций», за его деятельностью наблюдает Министерство юстиции США. Оценка рынка привела к точечному установлению проблем в сегментах, отказавшись от признания монополистов на карточном рынке как таковом.

В Российской Федерации НСПК, оператор карт «МИР» по факту является монополистом по обслуживанию рынка карт.

Интересно, что заявления со стороны ритейлеров поступили в отношении НСПК в 2023 году, где по аналогии с делом Visa Inc. ставился вопрос установления монопольно высокой ставки межбанковской комиссии, влияющей на ставки эквайринга. Однако результатов в глобальном смысле это не принесло. Но здесь стоит отметить следующее. Все комиссии (платежи) по направлению оплаты разделяются на сервисные платежи (операционные услуги, клиринговые услуги и разовые, предоставляемые участникам) и межбанковские вознаграждения. Сервисные платежи участник оплачивает в пользу АО «НСПК», межбанковские вознаграждения - участник оплачивает в пользу другого участника платёжной системы. Поэтому требование о признании межбанковской комиссии монопольно высокой несостоятельно. Стоит ли негодовать ввиду отсутствия альтернатив на рынке национальной финансовой инфраструктуры? Нужна ли здесь конкуренция? Или все же положение НСПК может быть охарактеризовано как монопольное с учетом дальнейших изменений в законодательство о естественных монополиях?

Если дочерняя компания Центробанка «Национальная система платежных карт» (НСПК) станет злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке и завышать тарифы, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) примет соответствующие меры. Об этом говорится в письме замруководителя ФАС Андрея Кашеварова, направленном в Государственную думу (2015 год).
ФАС России

С целью снижения фрода в банковском секторе наличие единого центра по обработке всех внутрироссийских платежей по картам, в том числе международных платежных систем как нельзя кстати. В данном случае конкуренция между платежными системами в первую очередь выгодна для банков, а не для их клиентов. Предметно обработка транзакции при оплате хлеба с яйцами в магазине Сбербанком (в свое время Греф указывал на необходимость создания конкурента), ВТБ или НСПК потребителя не особо волнует. Главное - чтоб операция была завершена успешно. И не пришлось слушать возмущения на кассе…. Но если уходить в публичное пространство, НСПК полностью принадлежит ЦБ. И встал вопрос о привлечении частного капитала в саму компанию.

Привлечение частного капитала в Национальную систему платежных карт (НСПК) возможно, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. При этом важно не допускать монополизации, отметила она.

Оценка такого предложения и его необходимости последует позднее. А пока - можем гордиться тем, что в условиях санкционного регулирования национальная финансовая инфраструктура смогла осуществить переход на отечественные рельсы столь быстро и качественно.

Начать дискуссию