{"id":13455,"url":"\/distributions\/13455\/click?bit=1&hash=8bce2c32fc522b9cfe1ab89089eff75ab558dbec8812c3dda390faecf1c743f2","title":"\u00ab\u0410 \u0442\u044b \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440?\u00bb \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043b\u043e\u0432\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0431\u0440\u043e\u043a\u0435\u0440\u0443","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"ca4cf1a1-a5ed-5aca-9f34-357accc11bb1","isPaidAndBannersEnabled":false}

Не только TikTok: какие ограничения и запреты грозят IT-компаниям в США

Трамп умеет рекламировать крупные сделки. Даже в России обсуждали обещание Президента США помешать работе TikTok, если оператор этой платформы не заключит выгодную сделку с американцами. Заодно это была презентация американского антимонопольного законодательства и рисков для российских IT- компаний:

  • ограничения по компаниям: а) сделка по продаже компании, зарегистрированной в США, может быть запрещена и сорвется; б) занижать цены нельзя — это грозит уголовной ответственностью;
  • ограничения по продуктам: нельзя все программное обеспечение регистрировать на американский офис. Если компания продает ПО или оборудование в Россию, США или другие страны, «угрожающие» национальной безопасности США, сделку могут запретить либо заставить проходить длительную процедуру лицензирования. Риски запрета сделки повышаются, если IT компания работает с государственными органами и военными структурами.

Ограничения по компаниям

Для крупных компаний актуальны антимонопольные (антитрестовые) ограничения. TikTok как раз попал под такие. Они сводятся к запретам создавать компании-монополисты и устанавливать монопольные цены:

  • Закон Шермана запрещает компании занимать главенствующее положение на рынке и может привести как ее раздроблению;
  • Закон Клейтона позволяет наложить запрет на слияния и поглощения компаний, если это приведет к появлению компании-монополиста;
  • Закон Робинсона-Пэтмана запрещает демпинговать (руководство компании может быть привлечено к уголовной ответственности).

TikTok мог попасть под Закон Клейтона, и тогда слияние в принципе не состоялось бы, либо вновь созданную компанию могли бы принудительно разделить на несколько частей.

Данные ограничения актуальны для крупных компаний, и для российского IT-бизнеса в США не столь опасны.

Ограничения по продуктам

Вот этот вид ограничений актуальнее для наших компаний.

Министерство торговли США и Бюро промышленности и безопасности могут вводить ограничения на поставки программного обеспечения, оборудования и технологий. Сейчас действует запрет на поставки, которые могут быть предназначены для военного использования. То есть программное обеспечение, которое может быть куплено полицией, разведкой, армией или министерством обороны РФ, запрещается поставлять.

Обычно это означает более долгий процесс лицензирования программного обеспечения для выхода на рынок. Реже — может последовать полный запрет.

Программное обеспечение, которое может представлять «угрозы американской безопасности», будет запрещено к продаже на территории США. Самым известным примером является запрет закупок продуктов «Лаборатории Касперского»: Аналогичный запрет может быть распространен на любую компанию, которая формально работает с государственными и военными структурами РФ, а также других государств, представляющих «угрозы национальной безопасности» США.

Для применения антимонопольных мер Министерство торговли может накладывать ограничения и запреты на продукты: чтобы надавить на оператора TikTok, было запрещено его скачивать в американских магазинах приложений.

Выводы

  • если программное обеспечение регистрируется на юрлицо в США, могут возникать сложности с продажей прав и копий на территории России: ПО может попасть под запреты и ограничения. Следует иметь «запасной аэродром», компанию за пределами США и России, чтобы вовремя перебросить права на нее;

  • заниженная цена на ПО может привести к ответственности, вплоть до уголовной, для руководства компании. Демпинговать — опасно. Надо проанализировать ценовую политику аналогичных американских компаний, иначе те могут начать с вами борьбу при помощи антимонопольного законодательства;

  • компания, работающая с российскими государственными и военными структурами и планирующая выход на американский рынок, должна тщательно структурировать сделку, чтобы не попасть под ограничения и запреты. Здесь также желательно иметь «запасной аэродром».
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null