Недобросовестная конкуренция на практике: как ложные претензии могут навредить бизнесу и что с этим делать

В случае ложных заявлений конкурентов важно не молчать. Читайте, как мы помогли клиенту восстановить продажи и наказать недобросовестных игроков.

Печатают поддельные письма
Печатают поддельные письма

Ситуация, знакомая многим предпринимателям. К нам в ALM Consulting обратился клиент — у него бизнес по продаже товаров крупного бренда, который покинул российский рынок в 2022 году. Официальный правообладатель тогда прекратил все контракты, и продавать товар стало возможно только в рамках параллельного импорта или на основании принципа исчерпания исключительных прав (ст. 1487 ГК), то есть, когда товар введен в оборот самим правообладателем, либо с его согласия, а вы его перепродаете. То есть, как говорится, без лишней бюрократии, но строго по закону.

Все шло гладко, пока в один момент клиент не заметил, что его товары начинают массово блокировать на всех онлайн-площадках. Причина? На площадки пришли письма якобы от «представителей» этого бренда, утверждающие, что есть только одна компания, которая имеет право на продажу этого товара в России — некая «Копыта и Рога». Все остальные — нарушители закона. Понятно, что площадки перестраховались и приостановили продажи.

Мы взялись за дело. В первую очередь было установлено, что все письма на разные площадки направлялись с одной и той же почты. Отправителем этих писем был человек с такими же ФИО, как и у директора по развитию компании "Копыта и Рога".

После этого была проведена экспертиза этих писем. Выяснилось, что документы были подделаны — в них использовали фрагменты старых подписей и логотипов, скомпонованных в фоторедакторе. Чтобы подкрепить позицию, мы обратились напрямую к правообладателю за границей и получили четкий ответ: официального представительства в России нет и не планируется. Таким образом, заявления «Копыт и Рог» об их исключительном праве на бренд оказались полностью ложными.

После этого мы обратились в ФАС на основании статей 14.1 и 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции». Эти статьи запрещают распространение ложных сведений о конкурентах (ст. 14.1) и вводят запрет на введение потребителей в заблуждение относительно исключительных прав на товар (ст. 14.2).

Важно, что здесь фактически 2 нарушения. Первое — дискредитация нашего доверителя, а второе распространение ложных сведений в отношении самой компании "Рога и Копыта", ведь никаким "эксклюзивным" продавцом в России она не является.

В итоге ФАС возбудила антимонопольное дело о недобросовестной конкуренции. Теперь «Копытам и Рогам» грозит штраф до 500 тысяч рублей за каждое нарушение, а также обязанность публично опровергнуть все распространенные ложные сведения. Но и это вряд ли конец истории. Ведь клиент понес убытки, в том числе и упущенную выгоду из-за блокировок карточек его товаров из-за этих «писем счастья».

Если ваш бизнес сталкивается с подобными «креативными» методами конкурентов, важно не оставлять это без ответа. В ALM Consulting мы знаем, как помочь вам защитить свои права и восстановить справедливость.

11
Начать дискуссию