Какому бизнесу нужен товарный знак

Каждый предприниматель, начиная бизнес, задумывается о своем бренде. Это может быть вывеска, название Интернет-магазина или витрины на маркетплейсе, маркировка на товаре или упаковке. Чаще всего возникает два вопроса – как выбрать бренд и нужно ли регистрировать товарный знак.

Как патентный поверенный с 15-летним стажем, я могла бы настойчиво уверять вас, что свой товарный знак нужен всегда и везде. Однако не буду лукавить, в некоторых случаях регистрация на самом деле не обязательна, и вот почему.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Что вообще такое – этот товарный знак?

Если не углубляться в терминологию маркетинга, а посмотреть чисто с обывательской точки зрения, то бренд – это знак, который помогает нам отличать разных производителей или линейку товаров. Это слово, логотип, изображение или их комбинация. Такие бренды мы видим вокруг себя каждый день сотнями, если не тысячами: на улице, в Интернете, на предметах быта.

Товарный знак – это юридическая «упаковка» вашего бренда. Вы можете придумать любой бренд, но он никогда не станет товарным знаком, пока не пройдет регистрацию в Роспатенте. Это значит, что он не получит правовую охрану со стороны государства. Проще говоря, он не будет иметь юридической силы. Любой другой предприниматель может воспользоваться таким же брендом.

Есть, правда, ещё коммерческое обозначение. Его регистрировать нигде не нужно по определению: так написано в статье 1538 ГК РФ. К такому обозначению предъявляется очень много требований, как и к товарным знакам. Например, у него должна быть различительная способность. А вот защита у него очень слабая: если вы не сможете документально доказать, что ваше коммерческое обозначение стало популярным в каком-то городе или регионе, то нет и прав на него.

Доказать это непросто: нужны договоры, подтверждающие значительный объем реализации, затраты на рекламу, а также независимые опросы потребителей. Ваше коммерческое обозначение потеряло популярность – нет прав. Если вы не использовали его в течение 1 года – тоже нет прав (статья 1540 ГК РФ). В общем, требований много, а результат – почти ноль.

Нужен ли товарный знак?

В предыдущем абзаце я упомянула про различительную способность. Вот тут мы и подошли к существу вопроса: когда можно НЕ регистрировать свой товарный знак.

Нигде в законах вы не найдете такого требования, что без товарного знака нельзя продавать или оказывать услуги. Однако есть одно НО, которое омрачает радость: если бренд оригинальный, а не просто описывает ваш товар или деятельность, то он может нарушать права владельцев зарегистрированных товарных знаков.

За это предусмотрено 3 вида ответственности – по ГК РФ, КоАП РФ и УК РФ, а сумма компенсации по статье 1515 ГК РФ может быть немаленькой – до 5 млн. рублей.

Когда можно безбоязненно использовать свой бренд?

Например, если у вас свой цветочный магазин, а на вывеске написано только слово «Цветы» и больше ничего. Такой бренд регистрировать не нужно, да и не получится это сделать: Роспатент как раз откажет из-за отсутствия различительной способности. Значит, никто не сможет предъявить вам претензию, подать иск в суд.

Такие описательные названия используют предприниматели, которые не претендуют на продвижение даже в одном городе, потому что магазин «Цветы» может быть практически в каждом квартале. Поди разберись, кому именно он принадлежит и чем отличается от других.

Бренд с подвохом

Когда вы выбираете бренд, то нужно быть предельно осторожным. Если добавить еще одно слово к тому, которое прямо указывает на ваш вид деятельности, то всё словосочетание уже может считаться оригинальным. То же касается картинок, логотипов и оригинальных шрифтов даже для простых названий.

Например:

  • «Люблю цветы!» – это товарный знак № 392074;
  • «Наши цветы» – товарный знак № 907844;
  • «Хочу цветы» – товарный знак № 1034614.

Эти фразы кажутся тривиальными, и я с вами согласна. Если бы я была одним из экспертов Роспатента, то я не разрешила бы их регистрацию. Но они считают по-другому. Поэтому, если вы решили хотя бы минимально соригинальничать, то сразу возникают юридические риски для вашего бизнеса.

Кстати, последний товарный знак имеет порядковый номер 1 034 614, то есть в реестре Роспатента уже больше миллиона регистраций. И каждый год их становится на 70 000 – 80 000 больше. Соответственно, и проверять на уникальность все сложнее и сложнее, а риск отказа по заявкам растет. По данным годового отчета Роспатента, в 2023 г. было подано 143 тысячи заявок, а зарегистрировано 86 тысяч, то есть чуть больше половины.

Я все чаще сталкиваюсь с этой проблемой в своей практике, но выход всегда есть – это предварительная проверка по реестрам и глубокий анализ, либо аргументированное возражение по отказу, то есть мы пытаемся переубедить эксперта Роспатента в своей правоте, корректируем перечень товаров в заявке.

Иногда я сразу вижу, что товарный знак зарегистрировать не получится, и тогда мы с клиентом решаем, что привнести нового, как доработать бренд и сохранить концепцию, довести его до «кондиции». Есть и другие варианты: получить письмо-согласие от владельца противопоставленного товарного знака, аннулировать чужой знак, если он давно не используется.

Закон Мёрфи в действии

«Интеллектуальная собственность в России не работает» – такое я слышу часто. Но статистика говорит об обратном: по данным судебного департамента за весь 2023 г. через арбитражные суды прошло более 18 тысяч дел по нарушению прав на товарные знаки. Из них по 486 искам выплата компенсации правообладателю превысила 1 млн. рублей, а общая сумма к взысканию – 1,5 миллиарда рублей (!).

Далеко за примерами ходить не нужно: московский предприниматель открыл свой магазин «Цветы наши» и сделал сайт с доменным именем cvetinashi. А правообладатель товарного знака «Наши цветы» (свидетельство № 907844) подал иск в суд и потребовал выплатить компенсацию за нарушение прав на свой товарный знак. Доказательствами стали скриншоты страниц сайта и видеозапись внутри магазина. Суд полностью удовлетворил исковые требования в размере 300 000 рублей (дело № А40-195914/23-134-1118, решение от 7 ноября 2023 г.).

Если ваш бизнес так или иначе связан с Интернетом (вы хотя бы отмечены на Яндекс картах), то нарушение прав на чужой товарный знак обнаруживается очень быстро. Поэтому сомнения в том, нужен ли товарный знак для Wildberries и других маркетплейсов, отпадает сразу: слишком большие риски.

Wildberries, кстати, очень часто требует от новых селлеров справку по форме 940 – это документ, который Роспатент выдает при получении заявки на регистрацию товарного знака. Для маркетплейса это такая небольшая гарантия того, что у вас будет свой оригинальный бренд (если заявка пройдет экспертизу в Роспатенте), и площадка не будет участвовать в разбирательствах между вами и правообладателями.

Выводы: хотите работать без товарного знака – выбирайте самое простое название, которое соответствует вашей деятельности. С логотипами, изображениями еще сложнее – лучше их вообще не использовать, и тем более из бесплатных онлайн-генераторов.

Во всех остальных случаях регистрация своего товарного знака нужна, чтобы обезопасить себя от судебных исков. По стоимости она обойдется гораздо дешевле, чем выплата компенсации по судебному иску: сейчас минимальные госпошлины за регистрацию 35 000 рублей.

22
4 комментария

Товарный знак нужен крупному бизнесу, среднему и мелкому нужен знак качества

Ответить

Проблема в том, что знак качества не помогает защититься в суде, когда приходит иск от правообладателя товарного знака )

1
Ответить