Заблуждения о товарных знаках

Бренд или товарный знак? Есть ли авторские права на бренд? И еще много других заблуждений, которые могут сильно осложнить жизнь предпринимателю и даже довести до скамьи подсудимых.

Заблуждения о товарных знаках

Закон о товарных знаках был принят в СССР в 1991 году. Еще ранее, в 1974 году, Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий утвердил одноименное положение, регулирующее регистрацию, правовую охрану и использование товарных знаков. А с 2008 г. действует 4 часть Гражданского кодекса, которая регламентирует права на интеллектуальную собственность. Даже не углубляясь в более раннюю историю, понятно, что тема маркетингового продвижения товаров и услуг для нашей страны не нова. А всего на сегодняшний день в России более 800 тысяч действующих товарных знаков.

Казалось бы, изученная вдоль и поперек процедура уже не может таить подводных камней. Ведь каждый год в Роспатент подается более 100 тысяч заявок. К сожалению, и в процессе регистрации товарных знаков, и их последующего использования отечественные предприниматели допускают одни и те же ошибки. Их последствия чреваты утомительным и длительным ожиданием заветного свидетельства на товарный знак, а иногда и судебным разбирательством с крупным штрафом.

В этой статье подробно разберем 5 основных «НЕ», которые нельзя допускать в обращении с товарным знаком.

Недостаточно заказать разработку логотипа у дизайнера

Под товарным знаком подразумевается обозначение, зарегистрированное Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом). Это может быть имя вашей организации (Аэрофлот, Известия, Газпром, FESCO), название отдельного продукта (Dove, Tide, Бархатные ручки, Фейри), слоганы («Вот, что я люблю», «Лучше для мужчины нет», «Ведь вы этого достойны», «Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Уэй», «Рексона – никогда не подведет») и многое другое.

Любому предпринимателю перед тем, как зарегистрировать товарный знак, нужно его придумать. На сегодняшний день их существует несколько видов. Самые популярные: словесные, изобразительные и комбинированные (сочетание словесных и изобразительных).

Всевозможные логотипы, такие как яблоко Эппл, ракушка Шелл, крокодил Лакост, яйцо МТС, галочка Сбербанка относятся к изобразительным товарным знакам.

Очень часто заказчики прибегают к услугам дизайнеров, либо рисуют логотипы сами. Как правило, такая работа выполняется по техническому заданию на основе простых вводных: какие известные обозначения нравятся заказчику, какие должны быть цвета, их последовательность, как должны располагаться буквы и другое.

И вот, вдохновившись пожеланиями, художник создает логотип. Существует ли вероятность того, что полученное изображение уже придумано кем-то и его воспроизведение будет считаться нарушением чужих интеллектуальных прав?

Конечно, существует! История богата фактами, когда люди на разных концах земли создавали одинаковые изобретения, не будучи знакомыми. Например, праотцы радио Александр Попов и Гульермо Маркони. Что уж говорить о картинках, чьи визуальные образы долго остаются в памяти.

Пример судебного дела: Чебурашка vs Тебурасик

Выше был описан случай непредумышленного копирования. Бывает и предумышленное. Как, например, в случае с Чебурашкой в рамках судебного дела № СИП-82/2022 от 29 апреля 2022 года. Персонаж Эдуарда Успенского появился на свет в 1966 году, а права на него сегодня принадлежат «Союзмультфильму».

В 2020 году компания «Хурма Менеджмент Групп» подала заявку на регистрацию знака, отдаленно напоминающего Чебурашку, а точнее его японского собрата. Ему придали соответствующий образ, а снизу приписали иероглифы. Восточный образ ушастого героя использовали для оформления ресторана «Тебурасик» (позже переименованный в «Тебураси бар»). Роспатент не стал переводить надпись и выдал свидетельство о регистрации (№ 788335).

Товарный знак № 788335 – японский собрат Чебурашки. Похож или нет?
Товарный знак № 788335 – японский собрат Чебурашки. Похож или нет?

«Союзмультфильм» не согласился с этим решением, подал иск в Суд по интеллектуальным правам и опротестовал регистрацию, ведь приписанные иероглифы переводились с японского как «Чебурашка». Эта история учит простой, но действенной в мире интеллектуальной собственности истине: не стоит имитировать известные авторские произведения.

Кроме отказа в регистрации товарного знака (или его досрочного прекращения) правообладатель может еще получить компенсацию до 5 млн. руб. по статье 1301 ГК РФ за переработку произведения.

Так и поступил «Союзмультфильм»: он подал иск в Арбитражный суд и отсудил у владельца ресторана 8 миллионов рублей за использование Тебурасика в оформлении интерьера (дело № А40-228617/20-5-1634, решение от 16.12.2022 г.).

Для нарушения достаточно даже незначительного копирования: в регистрации товарных знаков действует принцип «сходства до степени смешения». Именно четкое следование этому правилу, то есть отказу в регистрации похожих знаков, позволяет потребителям не путаться в производителях, их товарах и услугах, отличать одну продукцию от другой. Если товарные знаки будут похожи, покупатели будут приобретать не то, что хотели.

Недостаточно придумать новое слово

Уже было отмечено, что товарные знаки бывают и словесные. Они могут состоять не только из слов, но и цифр, а также их различных комбинаций. Домик в деревне, Чистая линия, Natura Siberica – это словесные товарные знаки.

Как и в случае с логотипом, слово или комбинация нескольких слов не должны нарушать чужие интеллектуальные права. Причем, даже частично.

Спор за фразу «Лепим Варим»

Примером может послужить судебное дело № А43-26747/2021 от 16 мая 2022 года. Компания-ответчик из Нижнего Новгорода производила и продавала продукцию под брендом «Лепим Варим пельмени». В Москве компания-истец, обладающая товарными знаками на словесные обозначения «Лепим Варим» и «Пельмени как искусство» в аналогичных классах МКТУ, узнает об этом факте и подает в суд.

Неважно, что нижегородский предприниматель добавил слово «пельмени», суд все равно признал это сходством до степени смешения с товарными знаками истца «Лепим и Варим» (свидетельства № 586449, № 644097, № 644098, № 764000, № 764001) в отношении однородных услуг классов МКТУ 43, 35, 39, 40 (услуги общественного питания, закусочные, кафе, рестораны, услуги по приготовлению еды и доставке ее на дом, производство и размещение рекламы, в том числе, в Интернет).

Товарные знаки истца
Товарные знаки истца

Ответчику – ООО из Нижнего Новгорода пришлось заплатить в пользу истца более 5 000 000 рублей, а также прекратить любое использование упомянутых товарных знаков, в том числе в: названиях вывесок, меню, названиях блюд, кассовых чеках, любой рекламе, сети Интернет, социальных сетях и пр. Вот, чем обернулось использование, казалось бы, нового обозначения.

Тут же следует предостеречь и от использования (иначе – заимствования) слов на иностранном языке (латинице). Если, например, товарного знака «Lepim Varim» нет, но фонетически он звучит как чужое зарегистрированное обозначение, то это тоже будет считаться нарушением, поводом отвечать в суде и нести миллионные убытки.

Также для создания товарного знака не стоит использовать названия знаменитых иностранных брендов, если они больше не ведут бизнес на территории России. Даже не зарегистрированное в нашей стране, но достаточно известное обозначение – существенное препятствие к регистрации.

Чтобы придуманные вами логотип или словесное обозначение не нарушили чужие интеллектуальные права, их необходимо проверить по базам данных товарных знаков России.

Недостаточно вывести продукт под брендом на рынок, активно использовать и рекламировать

Представим такую ситуацию – вы добропорядочный предприниматель, всю жизнь посвятили семейному бизнесу, например, продавали торты и пирожные в собственной кондитерской «Бабушкины рецепты». В один день вы обнаруживаете на витрине другого магазина продукцию – конфеты, шоколадки с таким же названием.

Вы возмущены, ведь вы первый начали его использовать, и идете разбираться с нарушителем. Тот вам показывает документы, в том числе свидетельство на одноименный товарный знак с классами МКТУ для продажи кондитерских изделий. Коллега сообщает, что это не он, а вы – нарушитель, так как у вас только название, не охраняемое законом, и требует компенсации за нарушение исключительных прав.

Это реальное развитие событий, и сегодня таких историй, уже закончившихся судом и штрафами, очень много. Это нам доказывает пример судебного дела № А40-130375/2021 от 18 марта 2022 года.

Индивидуальный предприниматель №1 подала иск к индивидуальному предпринимателю №2 за использование коммерческого обозначения «Школа нумерологии Натальи Вишневской» и решила взыскать с нарушительницы 1 300 000 рублей. Важно отметить, что №1 активно использовала данное обозначение, состоящее из ее имени, с 2019 года: размещала рекламу, в том числе в социальных сетях, участвовала в прямых эфирах и пр.

В 2021 году №1 зафиксировала, что это же название использует ответчик – №2. Чтобы защитить свой бизнес от недобросовестного конкурента, очистить репутацию перед клиентами, №1 подала в суд. К сожалению, закон истцу не помог, ведь товарного знака у него не было, а только международные свидетельства о регистрации имени (ISNI 0000 0004 9360 3934, ISNI 0000 0004 9360 3918). При этом Роспатент еще в 2009 году указал, что на территории России такие документы не обладают юридической силой, тем более для разрешения споров. В итоге суд отказал в удовлетворении иска, как и апелляционной жалобы.

Чтобы избежать таких последствий открытие своего дела стоит совместить с регистрацией товарного знака. Не стоит дожидаться, когда «пойдет» или «не пойдет» бизнес. Иначе, вы рискуете поработать на чужой карман.

Недостаточно использовать защитную маркировку © или ®

Сегодня на упаковке практически любой продукции можно увидеть различные значки. Например, С в круге. Он обозначает авторское право. Рядом в таком же круге можно увидеть латинскую R – это исключительные права на товарный знак.

Производители размещают такую символику с целью защиты товара от подделок. Однако, это бесполезно. Ни тот, ни другой не защитят от копирования. Более того, последний значок, не пройдя процедуру государственной регистрации товарного знака в Роспатенте, размещать и вовсе недопустимо (согласно п.5 статьи 1515 ГК РФ). Это привилегия продукции, охраняемой товарным знаком. Только она может рассчитывать на поддержку юристов и буквы закона в суде.

С другой стороны, если значок R отсутствует в маркировке товара, то это еще не говорит о том, что товарный знак не зарегистрирован.

А символика TM в российском праве вообще не имеет никакого юридического значения. В англоязычных странах эта комбинация букв говорит о том, что производитель всего лишь подал заявку на регистрацию своего товарного знака.

Пример судебного дела о предупредительной маркировке

В рамках судебного дела № А03-7138/2021 от 3 марта 2022 года иностранный производитель рыболовных крючков подал иск к индивидуальному предпринимателю из Бийска на 50 000 рублей за нарушение исключительных прав на товарный знак по международной регистрации № 771365. Нарушитель реализовывал крючки с маркировкой сходной до степени смешения с товарным знаком истца.

Товарный знак Cobra для рыболовных снастей. Зарегистрирован в России по международной Мадридской системе
Товарный знак Cobra для рыболовных снастей. Зарегистрирован в России по международной Мадридской системе

Не согласившись выплачивать установленную судом компенсацию (10 000 рублей), предприниматель подал кассационную жалобу. В ней он обратил внимание суда на отсутствие соответствующей маркировки на товаре – значка R. Что дало ему понять, что крючки на момент их приобретения не находились под охраной на территории России. Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу.

Как еще можно наказать нарушителя, имея на руках товарный знак

Можно написать заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и пожаловаться на незаконную реализацию контрафакта или использование товарного знака в рекламе (статья 14.33 КоАП РФ). Если такой факт подтвердится, предпринимателю могут выписать штраф до 500 000 рублей.

Если нарушитель вводит потребителей в заблуждение, можно обратиться и в Роспотребнадзор (статья 14.10 КоАП РФ). Ведомство вправе организовать проверку и контрольную закупку.

Недостаточно приобрести готовый бизнес, уже работающий под брендом

Очень многие предприниматели наивно полагают, что, приобретая уже работающий салон красоты, ресторан, химчистку – любое готовое предприятие, столкнуться с проблемой нарушения чужих интеллектуальных прав невозможно. Одни считают, что предыдущий владелец уже все уладил, ведь он работал так долго. Другие рассчитывают на «авось»: ведь раньше претензий никто не предъявлял.

Стоит всегда помнить, что правообладатель товарного знака может предъявить претензии на любом этапе ведения бизнеса, ровно в тот момент, когда ему стало известно о нарушении его исключительных прав. Поэтому покупать готовое дело лучше с товарным знаком. Если такового нет, нужно обязательно проверить коммерческое обозначение по базам данных товарных знаков России. При отсутствии похожих – сразу подать заявку на товарный знак.

Если во время такого поиска вы обнаружите, что в базе данных есть даже немного схожие обозначения или заявки на них (в тех же классах МКТУ), отчаиваться не стоит. Несмотря на то, что количество действующих товарных знаков в России давно перевалило за 800 000, в этой сфере всегда есть большое поле для творчества, а некоторые хитрости и приемы нейминга помогают доработать бренд так, чтобы он стал оригинальным и прошел экспертизу в Роспатенте.

Какие итоги можно подвести?

Вести легально бизнес можно и без товарного знака: производить товары, предлагать услуги, давать рекламу, продавать продукцию, в том числе на маркетплейсах. Между тем невозможно получить гарантию, что где-то в другом регионе или даже в родном городе никто не начнет копировать ваше успешное дело. Точно также невозможно предугадать, когда вы сами нечаянно вдруг станете нарушителем, получив претензию о нарушении чужих исключительных прав.

Самый разумный выход – зарегистрировать свой товарный знак. Он обеспечит вам спокойную предпринимательскую деятельность сроком на 10 лет. Причем его стоимость не сопоставима с теми материальными убытками, которые несут обладатели незащищенного бизнеса. Это особенно актуально сейчас, когда в России продолжают освобождаться экономические ниши от ушедших иностранных компаний, и чье место пытаются занять отечественные производители.

Если вы сомневаетесь в выборе товарного знака, то придумайте несколько вариантов. Обсудите их с коллегами. Вместе вы обязательно выберете именно то уникальное обозначение, которое будет принадлежать только вам, защитит ваши бренд и репутацию от нерадивых конкурентов и, конечно же, сделает ваш бизнес узнаваемым.

11
Начать дискуссию